Пока все нормальные люди празднуют 2019-й, Daily пытается вытащить себя за волосы из новогоднего чада кутежа с чаем и печеньками, и хоть как-то начать работать. И по традиции – ежегодная рубрика «20 альбомов, вышедших 20 лет назад».
Итак, 1999-й. Количество предсказаний конца света просто зашкаливает. Компьютерщики озабочены «Проблемой Y2K». Выходит первое издание нетленной «Generation „П”» Пелевина, а в Колумбайне двое подростков расстреляли учителя и одноклассников, что стало прецедентом для обвинения компьютерных игр в жестокости – Doom влияет, оказывается.
На MTV проникает рак, зародившийся в Диснеевском «Клубе Микки Мауса» – Britney Spears, Christina Aguilera и примкнувшие к ним Backstreet Boys с задолбавшим хитом “Я Хочу Это Так” (“I Want It That Way” – правда ведь, что любая фигня звучит гораздо лучше на английском?).
Что же насчёт тяжёлой музыки – наступает время экспериментов. Nu metal приближается к своему зениту: Limp Bizkit и Korn тоже на MTV, поп-панк тоже в порядке, а все остальные стили – как обычно: что-то на подъёме, что-то уже в упадке или в глубоком андеграунде.
Ну что, попробуем вспомнить, что слушали 20 лет назад? Вот прямо в хронологическом порядке.
25.01.1999 Nevermore – ‘Dreaming Neon Black’
Третий альбом «великой группы, которую сгубил алкоголь». Впрочем, до этого ещё далеко, а пока что Nevermore полны сил и энергии – Warrel Dane с лёгкостью берёт высокие ноты, а соло Jeff Loomis просто великолепны. Warrel Dane рассказывает про альбом так: «Это простая история человека, который медленно сходит с ума от потери близкой женщины. В песнях выражено прогрессирующее сумасшествие: фазы отрицания, самообвинения, обвинения бога и отрицания бога. Конец, я бы сказал, Шекспировский, немного трагичный и подавляющий».
От предыдущего альбома ‘The Politics Of Ecstasy’ альбом отличается эмоциональностью и содержит много медленных песен, можно сказать «баллад». Ну а через год выйдет прекрасный во всех отношениях ‘Dead Heart In Dead World’.
04.04.1999 Burn The Priest – ‘Burn The Priest’
В 1994-м три пацана – Chris Adler, Mark Morton и John Campbell собрались в доме в Church-Hill. Грелись у керосинки, прибухивали пивасик и репетировали. Вскоре к ним присоединился вокалист Randy Blythe, и ребята, назвавшись Burn The Priest, начинают записывать демки. Ну а пять лет спустя выходит их первый одноимённый LP, со злющей смесью hardcore, thrash и death. Денег не было, все друг на друга злились, поэтому и альбом вышел таким.
В следующем году группа сменит имя на Lamb Of God, ну а дальше будет ещё много классных альбомов и туров с такими мастодонтами как Slayer, Megadeth и Children Of Bodom. В общем, пацаны шли к успеху, и таки пришли.
28.04.1999 Paradise Lost – ‘Host’
В этот список ‘Host’ попал как пример того, что все делают ошибки, но не все их могут исправить. В 2007-м году Nick Holmes рассказал про этот альбом так: «В период между ‘Host’ и ‘Believe In Nothing’ мы вообще не знали, куда нам двигаться дальше. У нас была огромная дилемма». Собственно, ‘Host’ является отличным показателем этих слов – музыка стала насквозь электронной, звучание гитар стало более роковым и слышно их только в припевах. Да, осталась характерная для Paradise Lost меланхолия, но этого мало. Тем не менее, спустя несколько лет группе удалось вернуться к своим истокам.
04.05.1999 Black Label Society – ‘Sonic Brew’
В 1992-м Zakk Wylde, гитарист Ozzy Osbourne, вынужденно уходит на вольные хлеба, т.к. Ozzy временно покидает сцену. Zakk основывает southern metal группу Pride and Glory, а в 1996-м записывает акустический сольник ‘Book Of Shadows’. Через два года образуется группа Black Label Society, и в том же 1998-м выходит первый альбом ‘Sonic Brew’, правда, только в Японии. В Европе и Америке пластинка вышла только в мае 1999-го из-за сложностей с обложкой. В 13 песнях (плюс два бонус-трека “Lost My Better Half” и кавер “No More Tears”) всё ещё слышится влияние Southern, но уже чётко проглядываются характерные для Zakk риффы и соло, за которые фаны и любят этого уже стареющего, но всё же берсерка.
01.06.1999 Blink 182 – ‘Enema Of The State’
Третий альбом поп-панков, принесший им долгожданную известность и популярность. Ну а что, простые мелодии, проблемы пубертата в текстах и провокационные клипы. Относительно, конечно, провокационные, но речь идёт о prime time. Ну и, конечно, пародии на мега-популярных в том году Backstreet Boys и Britney Spears. Так что ‘Enema Of The State’ вполне заслуженно обрёл популярность.
08.06.1999 Biohazard – ‘New World Disorder’
Фраза «верните ненависть в хардкор» 20 лет назад была просто бессмысленной (впрочем, она и сейчас она звучит как старческое брюзжание). И Biohazard тому лучший пример: злющие риффы, тексты, полные ненависти, смешение Punk, Hardcore и Rapcore – хочется слушать и люто, бешено ненавидеть.
Government is not the solution to our problem. Government is the problem.
08.06.1999 Def Leppard – ‘Euphoria‘
Казалось бы, Glam Metal уже безнадёжно устарел к концу ХХ-го века: в 80-х его потеснил Thrash, в 90-е – Grunge, ну а там уже и Nu Metal начал показывать зубы. Тем не менее, восьмой альбом британцев Def Leppard ‘Euphoria’ занимает высокие строчки в хит-парадах. Может, потому что группа вернулась к своему привычному звуку после экспериментального предшественника ‘Slang’, может, из-за хита “Promises”. А, может, по другим, неясным причинам, но факт остаётся фактом: Def Leppard снова в топе.
08.06.1999 Red Hot Chili Peppers – ‘Californication’
Наверное, один из лучших альбомов, что выпускали Red Hot Chili Peppers. Спустя шесть лет в группу возвращается John Frusciante, которого группа чуть ли не пинками отправляла на реабилитацию. Очистился и Anthony Kiedis, так что можно было приступать к новому альбому. Frusciante принёс кучу новых идей, группа, по сравнению с предыдущими работами, звучит более задумчиво, хотя всё ещё фанково. Ну и не последнюю роль сыграл продюсер Rick Rubin. В результате получилась запоминающаяся пластинка с кучей хитов.
22.06.1999 Hypocrisy – ‘Hypocrisy’
В 1997-м Peter Tägtgren громко заявляет об уходе из Hypocrisy – якобы сконцентрируется на продюсировании, да и второму проекту Pain тоже нужно уделить внимание. Записывается альбом ‘The Final Chapter’, и, казалось бы, всё необходимое для красивого ухода со сцены сделано. Тем не менее, в следующем году Hypocrisy выступает на Wacken Open Air и Milwaukee Metalfest. Группу хорошо принимают, так что Peter решает переобуться и приступает к записи шестого альбома группы – ‘Hypocrisy’.
По словам самого Peter, название альбома символизирует начало «нового» Hypocrisy; вначале альбом должен был называться ‘Cloned’, но альбомов с таким названием было уже предостаточно.
В отличие от предшественника ‘The Final Chapter’, в ‘Hypocrisy’ нет концепции, но есть разнообразие – ключевое слово для описания этого альбома. Вокал меняется от песни к песне, музыка и лирика отличаются от предыдущих альбомов, хоть и стараются не отходить от Melodic Death Metal.
28.06.1999 Testament – ‘The Gathering’
Взглянув на состав группы, которым был записан ‘The Gathering’, становится понятно, почему его называют «чистой, концентрированной яростью и агрессией». Вдуматься только: ударные – Dave Lombardo, бас – Steve DiGiorgio (Death), гитары – James Murphy (Death, Obituary) и Eric Peterson. Вокал, разумеется – Chuck Billy.
Peterson привнёс элементы Black Metal из Dragonlord, Chuck Billy поёт гроулом, ну а Lombardo, который тоже был одним из авторов музыки, придал альбому ещё больше ярости. Через два года у Чака обнаружат рак, и Testament замолчит до ‘The Formation Of Damnation’ 2008-го.
29.06.1999 Slipknot – ‘Slipknot’
Первый официальный альбом группы – от ‘Mate. Feed. Kill. Repeat’ сами Slipknot открещиваются как могут, называя его «демо-записью», а ‘Crowz’ вообще не издавался никогда, хоть материалы из него легко находятся в сети.
К 1999-му группа уже окончательно разобралась с тем, что они хотят играть, состав был завидно стабилен вплоть до 2010-го, и настало время громко заявить о себе. Дебютник справился с этой задачей просто прекрасно: без всякой раскрутки альбом разошёлся огромным тиражом, а “Spit It Out” и “Wait And Bleed” не слышал только самый глухой металхэд. Плюс, конечно, внешний вид группы – маски, комбинезоны и номера вместо имени.
Наверное, стоит добавить, что Slipknot не раз слышали в свой адрес, что с такой музыкой они никогда не добьются ничего. Но, как мы видим спустя 20 лет, скептики оказались неправы. Крайне.
27.07.1999 Machine Head – ‘The Burning Red’
Один из самых успешных альбомов Machine Head. Но для этой «успешности» музыкантам пришлось пойти на множество уступок лейблу, в результате чего ‘The Burning Red’ в гораздо большей степени модный тогда Nu Metal, нежели Groove. А всё потому, что руководство Roadrunner Records, узнав о готовящихся альбомах Limp Bizkit и Slipknot, попросило группу изменить звучание. Впоследствии группа отмазывалась от этого как могла: «Предыдущие два альбома звучали слишком одинаково, и мы решили обратиться к другим поджанрам метала» (Rob Flynn). Дошло до того, что именно продюсер Ross Robinson посоветовал включить в альбом кавер на “Message In The Bottle”, поскольку собственной музыки на полноценный LP группе не хватало.
Так что с одной стороны у нас есть хорошо продающийся альбом, ну а с другой – грубо и агрессивно звучащая, но, увы, тотально обыденная коммерция.
09.08.1999 Behemoth – ‘Satanica’
Четвёртый альбом польских «сатанистов, оккультистов, язычников» и просто хороших людей Behemoth. Из группы ушёл басист “Mefisto”, пришёл ударник “Inferno”, и теперь вместо чистого Black Metal, Behemoth заиграли ещё и Death.
Примечательно, что оригинальный диск, несмотря на общую продолжительность чуть более получаса, содержал 93 дорожки. Правда, треки с девятого по 32-й и с 34-го по 92-й – это четыре секунды тишины. Что этим хотел сказать автор – тайна сия великая есть.
07.09.1999 Coal Chamber – ‘Chamber Music’
Второй альбом одной из самых мрачных Nu Metal групп Coal Chamber. В отличие от дебютника, музыка стала гораздо мелодичнее и мрачнее. Появились электронные семплы и элементы Industrial. Добавьте сюда мрачные тексты, и вы получите отличный альбом с модным в те времена звуком.
Через пару лет в группе начнётся ругань, наркомания и прочие «приятности». В 2002-м Dez Fafara создаст DevilDriver, а в 2003-м Coal Chamber официально прекратит своё существование на восемь лет.
13.09.1999 Moonspell – ‘The Butterfly Effect’
Четвёртый альбом португальцев Moonspell. В нём группа продолжает экспериментировать с электроникой, отдаляясь от своих Folk/Black корней.
Разумеется, такие эксперименты были далеко не всем фанатам по нраву, но тем не менее группе удалось не скатиться в какой-то синти-поп с гитарами, как Paradise Lost, а получить тёмное, весьма готическое звучание, иногда переходящее в Industrial.
21.09.1999 Type O Negative – ‘World Coming Down’
Темнейший, мрачнейший и полный безысходности альбом. Pit Steel переживает несколько смертей близких, впадает в депрессию, начинает употреблять и злоупотреблять, и в конце концов попадает в клинику для реабилитации. Пока он лечится, его женщина уходит к другому. Pit разбивает ему лицо и ненадолго попадает в тюрьму, после чего продолжает реабилитацию. В результате все эти переживания вылились в альбом ‘World Coming Down’. Грязный звук и тотальная мрачность без намёка на просвет и чувство юмора, которым всегда отличались Type O Negative – достаточно просто взглянуть на трек-лист: “Everyone I Love Is Dead”, “Everything Dies”, “World Coming Down”.
26.10.1999 Dream Theater – ‘Metropolis Pt. 2: Scenes From a Memory’
И ещё один пример того, как можно всё изменить. В 1997-м группа выпускает ‘Falling into Infinity’, который не понравился ни фанам, ни критикам. Тут, конечно, больше вина лейбла, который склонял группу к более мейнстримному звучанию. Однако после коммерческого провала группа получает от лейбла карт-бланш на полную свободу творчества, меняет клавишника и даёт фанатам то, что они просили – продолжение ‘Metropolis pt. 1: The Miracle and the Sleeper’. Концепция альбома – история мужчины по имени Николас, который чувствует связь с девушкой по имени Виктория из 1928-го года. Виктория была убита, и это не даёт покоя Николасу. Он пытается разобраться в событиях многолетней давности, что приводит к интересным выводам и (spoiler alert!) трагическим последствиям. Добавьте к этому прекрасные аранжировки и великолепную технику исполнения всех участников группы, и вы получите альбом, который по праву называют лучшим за всю историю Dream Theater.
02.11.1999 Rage Against The Machine – ‘The Battle Of Los Angeles’
Самый, пожалуй, известный альбом ультра-левых американских рэпкорщиков. Rolling Stones и Time в один голос объявляют ‘The Battle Of Los Angeles’ альбомом года, а “Calm Like A Bomb” будет использована в качестве саундтрека к одной из частей «Матрицы». Тем не менее, группа остаётся верна себе и своим идеям: благотворительные концерты, перфомансы, радикальные высказывания и апогей – съёмки клипа “Sleep Now In Fire” на Wall Street. Клерки с брокерами заперли двери здания Нью-Йоркской Фондовой Биржи, испугавшись фанатов группы, а режиссёр клипа Майкл Мур был арестован.
‘The Battle Of Los Angeles’ станет последним альбомом группы: в следующем году выйдет альбом каверов ‘Renegades’, из-за чего группу покинет вокалист Zack de la Rocha, а остальные участники, скооперировавшись с ныне покойным Chris Cornell, в 2001-м создадут супергруппу Audioslave. Но это уже совсем другая история.
23.11.1999 Metallica – ‘S&M’
Эксперименты Metallica достигают своего апогея. Хорошие эксперименты, я имею в виду. ‘Load’ был внезапным блюз-роковым альбомом, ‘Reload’ тоже по-своему относительно неплох, ‘Garage Inc.’ вообще прекрасная пластинка, ну а теперь время для оркестра. Откровенно, не знаю зачем это нужно было Metallica, но вышло достаточно неплохо – и открывающая “The Ecstasy Of Gold”, и старые песни в аранжировке для оркестра, и новые “- Human” с “No Leaf Clover”.
В следующем году будет громкое судебное разбирательство с Napster, что, конечно, подорвёт репутацию группы. Ещё через год Jason Newsted будет выкинут на мороз, а потом будет ‘St. Anger’. На этом у меня всё.
30.11.1999 Control Denied – ‘The Fragile Art Of Existence’
Единственный на сегодняшний день альбом progressive metal группы, основанной Chuck Schuldiner после ухода из Death. Правда, говорят, что есть ещё демо-записи альбома ‘When Man And Machine Collide’, но это как с честными политиками – они вроде бы есть, но кто их видел?
‘The Fragile Art Of Existence’ легче по звучанию, чем предыдущие работы Chuck в Death, но здесь акцент именно на progressive составляющую: великолепные риффы и соло, сложнейшие басовые партии Steve DiGiorgio и отличный вокал Tim Aymar. Чувствуется некая «сырость» и вместе с тем громадный потенциал, но рак был беспощаден. R.I.P., Chuck.
Ну что ж, эти 20 альбомов подошли к концу, и если ты дочитал до этого места, то спасибо! И ещё хотелось бы сказать, что это ни в коем случае не топ, а просто список, который ни на что не претендует (кроме, может быть, какой-то непонятной значимости), а является неким сентиментальным ностальгическим флешбэком.