20 лет фестивалю Tuska – Daily Metal

20 лет фестивалю Tuska

Легендарный финский метал-фестиваль Tuska, впервые проведённый 20 лет назад (1998 году), 29 июня – 1 июля перешагнул 20-летний рубеж. В этот раз организаторы собрали невиданное ранее разнообразие жанров в единый трехдневный лайнап – и прогеров Leprous, и блэк-металистов Emperor, и основоположников мелодик дэт-метала At the Gates, и старичков хэви-метала Europe и модных ныне Parkway Drive.

 

Tuska занимает особое место среди зарубежных фестивалей – и не только потому, что до него легко добраться, а в самом Хельсинки много вариантов размещения (в отличие от многих других опен-эйров). Фестиваль – это не просто комбинация выступлений на трех сценах. Это – абсолютно комфортная зона, позволяющая провести там целый день. Несомненно, помимо выступлений групп необходимо было наладить и кейтеринг, и мерч-зону, и туалеты, и вай-фай, и где матчи Чемпионата мира посмотреть. Организаторы позаботились о питании как мясоедов, так и веганов. А также об отсутствии безумных очередей и о кофе с изысканным наименованиями (чашечку депрессо, пожалуйста). В крытом баре Circa на проекторе транслировались матчи ЧМ, там же ловил и вай-фай. Ну а обладателям вип-билетов был доступен крытый бар, погруженный в полумрак, или же аналогичный бар со столами на улице. В чем отличие баров вип-зоны от того же пива в кейтеринг-зоне? Тем, что по випу спокойно расхаживали музыканты, уставшие сидеть в бэкстейдже и вышедшие прогуляться.

Еще одно достоинство организаторов – это категорическое отсутствие жадности в отношении гест-листов. Благодаря этому на фестивале можно регулярно встретить много других музыкантов, заехавших потусить – так, в этом году  на Tuska прогуливались музыканты из Children of Bodom (включая Алекси Лайхо), из Swallow The Sun, а также Эйкка Топпинен из Apocalyptica. Несомненно, возможность повстречать кумиров в более неформальной обстановке, сфотографироваться или взять автограф – большой бонус для посетителей фестиваля.

Первый день, традиционно служащий «разогревом» перед мощными выходными, оказался достаточно насыщенным хэдлайнерами – Arch Enemy и Meshuggah собрали толпу зрителей. Особенно примечательным в этот день было выступление Leprous – очень нетипичной для этого фестиваля группы. Однако оказалось, что их поклонников среди публики было достаточно: более того, даже в остальные дни фестиваля постоянно мелькали футболки с лого группы. Одним словом, решение приглашать Leprous – группу совершенно другого жанра было хоть и рискованно, но оказалось удачным. Посмотрим, как этот отразится на будущих лайнапах.

Самой крутой оказалась суббота – здесь без особых прелюдий сразу грянули Beast in Black, а за ними – The 69 Eyes. И хотя для местных слушателей эти группы не сильно выделяются среди прочих локальных формаций, для нас это те, ради кого мы готовы кататься в другие страны на фестивали. Самая жара началась с выступления Emperor одна из тех групп, кто за более чем 20-летнюю историю своего существования стала культовой, продолжая держать качество на высоком уровне и совершенствуясь в деталях.

Пока Kreator расставлялись на главной сцене, на Helsinki сцену вышла группа, что называется, «для что тех, кто знает»: Hallatar. Стихийно возникший проект, созданный фронтменом Swallow The Sun Юхой Райвио c лирикой, написанной его покойной девушкой Алией Старбридж, с привлечением музыкантов из HIM и Amorphis, моментально стал известен в кругах поклонников всех упомянутых групп. За микрофон в этой формации взялся Томи Йоутсен, обеспечивший проекту мощнейший и тяжелейший гроул, какой он когда-либо производил в собственных проектах. Несмотря на отношение Hallatar к думу, вживую в нем явно слышится налет «фьюнеральности».

Kreator, от которых все ждали крутого шоу, не подвели: всего за час они превратили сцену в целый комплекс декораций, несмотря на то, что везти все за собой, да еще и не на сольный концерт, не всякая группа решится.

Gojira, похоже, стали любимчиками Tuska-фестиваля.  Они приезжали два года назад, а в этот раз играли последними на главной сцене в субботу. Выступление для них оказалось челленджем – часть их инструментов и прочего музыкального оборудования просто не приехала, до Хельсинки добрались лишь гитары. Несмотря на то, что музыкантам пришлось занимать оборудование то здесь, то там – по выступавшим в один день с ними группам – на их звучании это никак не отразилось, и для большинства фанатов осталось совершенно не замеченным.

В воскресенье общий угар пошел на спад – последний день перед началом новой рабочей недели, посетители постепенно начинают приходить в себя, а фестиваль открывается позже и закрывается раньше. Концентрация крутых групп, соответственно, тоже несколько снизилась.

Сложно сказать, знал ли кто-нибудь из посетителей больше одной песни Europe, но посмотреть на них собрались все. И выступали-то они, надо сказать, весьма и весьма качественно и достойно. Но вплоть до легендарной “Final Countdown”, которую наверняка знали вообще все присутствовавшие. Все-таки годы идут, голос слабеет, и так же высоко вытянуть песню у вокалиста уже не получилось. Нет, звучала она хорошо, но ощутимо ниже на пару тонов. Пожалуй, лучше было бы придумать красивую легенду «Почему мы не исполняем “Final Countdown”» и оставить ее в прошлом.

Parkway Drive, как-то внезапно завоевавшие бешеную популярность, едва появившись на сцене, вероятно, не были столь уж значимой командой для скептически настроенных «старичков» метала – фанатов старых групп, настороженно относящихся ко всему юному и стремительно развивающемуся. Тем не менее, именно они закрывали юбилейный фестиваль Tuska с традиционным фаер-шоу и вращением барабанщика вместе с установкой на 360 градусов. Зрелище не новое (привет Джои Джордисону), но от этого не менее эффектное. Кстати, само выступление Parkway Drive заставило всех скептиков по-новому взглянуть на молодую группу: экстремальный вокал был на высоте (хотя порой достойно петь получается только спустя годы выступлений – стоит вспомнить некоторые известные группы с периодически лажающими вокалистами), а драйв (простите за тавтологию) был просто бешеным. Так что, несмотря на наличие и более «каноничных» метал-групп, выбор Parkway Drive в качестве финального хэдлайнера был правильным.

До встречи на Tuska в следующем году, и ждем от организаторов еще больше жанрового разнообразия – ведь такой подход к формированию лайнапа интригует, не правда ли?

Tuska | Helsinki | 29.06-01.07

Полный фотоотчёт по ссылке: https://flic.kr/s/aHskBJ22h6
Фото: Константин Анисимов.