Алексей Пасько (Hell:on): На новый альбом нас вдохновила Хортица!

В эксклюзивном интервью для Daily Metal лидер самобытной украинской thrash/deathmetal группы Hell:on анонсировал выход нового альбома
в 2018 году. Георгий Лазуренко расспросил фронтмена группы Алексея Пасько про грядущий релиз, украинский дух в метал музыке и концерты банды.

Привет! Сначала поздравлю фанов Hell:on с выступлением группы в Украине, потому что в последние годы это стало не частым явлением. Факт: концертов у группы в Украине меньше, чем, скажем, несколько лет назад. В чем причины?

В какой-то момент у нас сложилось впечатление, что “переиграли” в родной стране. Последние несколько лет гастролируем с таким правилом: не чаще одного концерта в год в каком-то конкретном городе. В 2012-м у нас был самый плотный концертный год – постоянные поездки по родной стране, плюс два евро тура. И как-то сели посчитали с Ситалычем (басист группы), что в Украине осталось один или два областных центра где бы мы не играли.


Фирменные сольные партии Hell:on на фестивале Бандерштат, 2017 год

Это касается не только Украины. К примеру, за годы концертов мы играли около пяти раз в польском городе Билгорай. Просто там у нас много друзей, мы, даже не играя там, останавливаемся иногда на дей-оффы в турах.

Выходной в городе Билгорай, Польша, 2017 год

Мне кажется, мы даже успели увидеть рождение нового поколения металлистов в восточной Польше. Там продано большое количество наших футболок и дисков, есть своя фан-база. Потому, думаю, нет смысла там играть ближайшие лет пять, несмотря на то, что это противоречит очевидности. Правильный ответ такой: мы не успеваем так часто выпускать альбомы, чтобы раньше ехать в такие города. То есть без нового материала, нового альбома, какой смысл там показываться? И такие города есть не только в Украине, а и в Польше, Чехии.

Я боюсь стать слишком «затасканным» исполнителем. У выступлений тогда теряется душа. Без души не вижу смысла выступать.

Black Sea Metal Festival, Черноморск, Украина, 2017 год

За время последних евротуров насколько часто были sold-out?

Мое мнение, это вообще большая редкость для металл-команд. И, тем не менее, в Бонне (Германия, Сентябрь 2017) все билеты на выступление продали до начала концерта. Люди приходили еще и еще, но билетов не продавали, так как наполняемость клуба была и так максимальной.

Но в Украине я такого, к сожалению, не видел. Да, крайний концерт в Киеве  был хороший по посещаемости – зал на 90% был заполнен. Да и вообще, у отечественных фанов несколько другая философия. Народ приходит «потусить». Не единичная ситуация, когда люди даже заплатив (или не купив билет) за вход, остаются распивать напитки с друзьями возле входа.

В какую сторону отражается на выступлении полный зал фанов?

Безусловно, хорошо. Но ты знаешь, в общем, я недавно анализировал свои ощущения при игре на фестивалях и игре на клубных концертах. Мне больше клубы нравятся. Окей, там нет огромной сцены и тьмы народа, но есть, что называется, «ламповая» теплота. И даже смотря записи концертов «китов» сцены, той же Metallica, делаешь сравнение. Скажем, есть их выступление в Сан Диего 89-го и есть выступление, например, на Rock in Rio. Совершенно разная атмосфера. Я не большой фанат массовки, вот совсем. Мне ближе клубный вариант.

Может быть, тут дело в самой музыке. Металл это определенно не музыка масс. Если бы это была музыка масс – то это была бы уже поп-культура. Да, все равно металл слушает много людей, но если сравнивать с поп сценой, то металл явно будет субкультурой. Думаю, металл, это условно «интровертная» штука. Но человек меняется, потому может и стадионный формат мне когда-нибудь будет близок.

Известно, что, к примеру, у Behemoth в родной Польше фанов меньше, чем в других странах мира. Какая ситуация в этом смысле у группы Hell:on?

Исходя из статистики соц. сетей, на первом месте Украина и Россия (что удивительно, учитывая, что мы там не играем и не собираемся), на втором Польша и третьем Германия. Пару лет назад даже было предложение совместного тура с Sepultura по России. Но это было во времена Майдана, и мы отказались по понятным причинам. Гонорар или не гонорар, но и тогда, и на сегодняшний день это неприемлемо.

Общаясь с репортерами Daily Metal за кулисами фестивалей Бандерштат и Black Sea Metal Festival, вы говорили, что концертное лето настолько плотное, что приходится отказываться от некоторых выступлений. Удается ли с таким графиком писать новые песни?

На данный момент, большая часть материала на новый альбом уже написана, и композиторская точка была поставлена. Большую часть мы написали уже в 2016м году. Но все как-то не складывалось. После сентября 2017-го уже решили, что не дадим концертов, пока не закончим написание новых песен. В новом альбоме Hell:on будет 8-10 песен, это точно. К концу зимы есть планы записать весь материал и приступить к изданию нового альбома. И мы сами себе поставили задачу выдать релиз до конца года.

На афише фестиваля Hell Serpent Rising Over Kyiv: Act II снова видим логотип Hell:on. Что группа готовит новое для зрителей после полугодичного перерыва в выступлениях?

Мы сыграем новую песню с грядущего альбома и возможно снимем видео на нее. Она еще не игралась нигде, это будет эксклюзив.

Когда фаны могут ожидать новый альбом?

Осень 2018-го года, не раньше.

Какое у него будет название?

Названия пока нет. Частично сформировали концепцию альбома в целом. Но финальное название будет позже.

Крайний на данный момент альбом ‘Once Upon A Chaos’ говорил слушателю об исконно украинских корнях группы – вы использовали дрымбу. Кроме того,  в разных песнях пластинки можно услышать шенай, ситар, кларнет.

Дрымба будет.  Также это обязательно будут всевозможные «дудки». У нас Баев (вокалист) играет на саксофоне, кларнете, флейте. Это серьезное подспорье. Плюс, возможно, мы привлечем сторонних музыкантов для записи скрипичных партий или струнных. На прошлом альбоме помогал наш друг Тарас Белка с большой коллекцией народных инструментов, наверняка позовем его снова.

Александр Баев, вокалист Hell:on

А каких экспериментов со звуком можно ждать  от новой работы банды?

Есть разные зарисовки, есть парочка с восточными гармониями. Но в целом альбом будет украинским именно по духу, нежели по звучанию инструментов – ведь ситар и шенай этнически нам не принадлежат.

В процессе записи новых песен

Также можно использовать семплы, это незаменимая база на данный момент. Думаю, в смысле экспериментов мы пойдем еще дальше, чем на предыдущем альбоме. Будет много атмосферных фрагментов, без которых, как мне кажется, наша музыка уже не будет восприниматься. Даже скорее мы сами уже вышли на тот уровень, когда можем выражать музыку более широко, чем просто металлом. Думаю, мы в итоге сами же удивимся, сколько всего нового можем добавить.

В клипе на песню Filth показана тема шаманства и украинского язычества. Видим, что за последние годы не только Hell:on обратились к этой теме. Схожие элементы также прослеживаются в творчестве Azathoth Circle, Balfor и других отечественных групп. Как вы думаете, почему украинские металлисты поднимают эти темы? Есть какие-то мифологические или социальные факторы? 

Понимаешь, это наш дух. И, безусловно, результат какой-то внутренней рефлексии на события последних лет в Украине. Перед лицом внешнего врага и, отчасти внутреннего, ты начинаешь многие вещи переосмысливать. Для нашей команды большое значение имеет остров Хортица. Бывает, что после репетиций много там гуляем всей группой. Наша репетиционная база находится очень близко к острову. Хортица, это настоящая колыбель украинского духа.
Понимаешь, там сам воздух цепляет, когда гуляешь там, это даже не передать словами.  Отсюда вдохновение и идеи, я думаю.

В предыдущие годы в записях песен Hell:on принимали участие приглашенные гости: Джефф Уотерс (Annihilator), Энди Ла Рок (King Diamond), Марек Паджак (Vader), Андреас Киссер (Sepultura) а нынешним летом вы удивили поклонников классикой трешакавером на бессмертную песню “Territory” вместе с гитаристом группы U.D.O. Андреем Смирновым. Кого из гостей пригласили на грядущий альбом?

Никого. Просто не интересно стало кого-то искать, слишком много своих идей и мыслей.

Вопрос о текстах и лирике. В крайнем ‘Once Upon A Chaos’ тексты были о смерти, безумии, разрушении личности и других, очень веселых и позитивных аспектах человеческого бытия. О чем будете размышлять в новом альбоме?

Однозначно в новом альбоме не будем писать какую-то фантастику и «буквальщину». В лирике альбома, в основном, мы продолжим говорить внутреннем мире человека. О разных сущностях, бытующих в сознании человека, об особенностях восприятия и т.д.

Но отчасти, наш новый альбом будет посвящен Хортице. Там много языческих погребальных капищ и эти места несут в себе большую энергию. На этой земле проводились разные обряды, стояли древние идолы, которым поклонялись наши предки.В целом, все это сдвинуло в нас какой-то внутренний пласт идей и мыслей. Наши друзья-историки регулярно проводят там раскопки, потому мы немного больше знаем о скифской (и не только) культуре, чем местные туристы. Естественно, почерпнув эти знания, мы передадим их в своей музыке.

На обложке грядущего альбома будут изображены древние идолы современных курганов, все эти темные и мрачные штуки будут здорово резонировать с нашей музыкой.

Каждая новая эпоха приносит новых богов, условно говоря, попирая старых. Сегодня ты белый, а завтра, ты черный. И у тех, и у других одна и та же проблема – это время. Оно не брезгует ничем и представляет собой другую всеобъемлющую силу, которая стоит над всем этим. Это будет одной из главных линий альбома. Может быть, мысли о вечном из уст забытых богов. По сути дела, это отображение всех внутренних переживаний современного человека. Ибо, as above so below (c).

Ни я, ни Баев (вокалист) не любим «буквальщины» и бытовухи в лирике, прямолинейности смысловой и музыкальной. Думаю это все будет отражено в текстах к альбому. Все будет спрятано за тройными (и больше) смыслами, это как картина со многими слоями и мазками, чтобы слушатель в одной и той же музыке, каждый раз мог открывать для себя что-то новое.

Алексей Пасько: «Музыка – это уже сама по себе награда. Если ты можешь это воспринять, значит, ты уже счастливый человек». Словакия, 2016 год

Уже интересно, хочется послушать! Hell:on – это массовая музыка?

Мне самому хочется послушать (смеется).

Ты знаешь, мне нравится то ощущение, что мы делаем музыку не для всех. Это не кич с претензией на снобизм, это четкая уверенность, что это не слишком просто для восприятия обывателя или даже для некоторых любителей тяжелой музыки. Так что, отвечая на твой вопрос, нет, это определенно не массовый продукт. Я уверен, что к пониманию этих вещей надо прийти. Такая музыка не цепляет с первого раза.

И тоже дело в нас. Музыка – это уже сама по себе награда. Если ты можешь это воспринять, значит, ты уже счастливый человек. Это важно.

Ты – счастливый человек?

Да. Безусловно, не лишен каких-то терзаний и метаний, но в целом, я в гармонии.

Для меня музыка – это инструмент познания самого себя. «Заходит» в уши и «выливается» из пальцев в какие-то гитарные рифы, гармонии, мелодии, аранжировки. Моя цель – это не стать супер-пупер звездой, а просто двигаться по этому Пути. А если получится добиться большего, чем добились сейчас, это отлично. Мы – команда. Hell:on  – это музыка нашей души, а не ремесленничество по штампованию рифов! И это прекрасно.

Interview by George Lazurenko.
Фотографии взяты из свободных источников.