Doom Over Kiev: 10 Doomed years. Октябрьская меланхолия в объятиях нежной скорби

С 14-го по 15-е октября, состоялся девятый Doom Over Kiev. Фестиваль прошел под эгидой октября – мрачный дум воедино сплетался с угасанием красок природы и оба фестивальных дня сопровождались унылой погодой, листопадом и назойливым мелким дождем. А ещё грустью, которая поневоле овладевает каждым человеком в эту пору.

Подготовка к празднованию юбилейного десятого фестиваля началась давно, и стоит отметить, что организаторы действительно вложили душу в это мероприятие. Всего лишь за небольшой временной промежуток некогда локальное мероприятие успело вырасти и трансформироваться в перспективный, и даже в каком-то роде культовый международный doom фестиваль. Лайн-ап фестиваля ничем не уступал другим именитым мероприятиям: в первый фестивальный день выступить в качестве хедлайнера были приглашены именитые Saturnus, а второй день закрывали не менее известные Swallow The Sun. Организаторы приложили много усилий для такого именитого и действительно интересного состава. Кроме того, локация, даты, стоимость билета на фестиваль – все было продуманным до мелочей, и это бесконечно радовало.

Doom Over Kiev: 10 Doomed Years проходил в культовом столичном клубе Atlas – клуб расположен в центре столицы, поэтому добраться до него не составило проблем. Концертный зал клуба – вместительный, но тем не менее, к началу выступления первых групп каждого из двух фестивальных дней, он всегда заполнялся.

Открывали первый фестивальный день яркие и харизматичные беларусы Nebulae Come Sweet. Новая для украинской публики группа очень быстро вызвала расположение к себе всех присутствующих: невозможно было оторвать глаз от того, что происходило на сцене, и невозможно было не вслушиваться в музыку – doom metal с элементами post-metal. Образ группы впечатлял: брутальные парни, разукрашенные черной краской и нежная виолончелистка, которая была лучиком света среди этой тьмы.

Вторыми вышли на сцену небезызвестные одесситы Mother Witch & Dead Water Ghosts. Лично я на протяжении длительного времени пыталась попасть на живое выступление музыкантов, но сделать это никак не удавалось. Поэтому я с нетерпением ждала начала сета, и теперь могу откровенно сказать, что моё мнение о таланте этих молодых музыкантов не изменилось – вживую композиции сражали наповал, вгоняли в транс и заставляли двигаться. Мое мнение разделили и присутствующие – бурные овации, умиротворенные лица и всеобщее восхищение вокалисткой (вызванное то ли гипнотическим голосом, то ли откровенным нарядом) не могли не свидетельствовать о том, что Mother Witch & Dead Water Ghosts покорили сердца. Не сомневаюсь, что для многих посетителей эта группа стала приятным откровением, а я, в свою очередь, загорелась идеей посетить еще не одно выступление ребят.

Знакомые многим киевляне Raventale для меня были абсолютно новы, поэтому я внимательно вслушивалась в исполняемые композиции из нового, уже восьмого по счету студийного альбома ‘Planetarium’. Интересная смесь дума и блэка хорошо «прогрела» публику и заинтересовала. Никогда ранее не обращала внимание на эту группу, но после выступления я изменила свое мнение и отметила группу для себя. В целом, публика горячо отреагировала на выступление Raventale.

Нельзя не вспомнить о следующих участниках первого фестивального дня Doom Over Kiev: 10 Doomed Years – итальянских парнях из Plateau Sigma, которые запомнились интересным чистым вокалом, замысловатыми гитарными партиями и мрачным, цепляющим саундом. Как известно, ребята являются одними из почитаемых исполнителей, которые находятся глубоко в итальянском андеграунде. Не смотря на короткий сет (пять песен), Plateau Sigma смогли сполна раскрыть себя и презентовать наработанный материал. Достаточно интересная группа, на которую стоит обратить внимание.

Одной из фишек юбилейного Doom Over Kiev стала возможность увидеть и услышать интернациональный atmospheric doom metal проект Clouds вживую. Что творилось в тот момент, когда на сцену вышел вокалист Даниэль! Зал взревел и ликовал, аплодисменты сыпались градом. Из этого можно отметить, что группа была очень ожидаема, поэтому всех так волновало происходящее. С первых секунд композиции (клавишника не было, и, к сожалению, использовалась фонограмма, но в составе команды был скрипач) зал погрузился в некую мистерию, окутанную нежной печалью и чувственной грустью. Признаюсь честно, я с трепетом ждала начала сета Clouds, но как только вступили гитары, внутри у меня ничего не дрогнуло. Осмотревшись вокруг я увидела, что толпа расслабленно кайфует под мрачные риффы, упивается опустошенной мелодией, вздрагивает от каждого вздоха вокалиста. А мне было немного дико – я не понимала того, что происходило вокруг меня: публика восторженно и жадно ловила каждый звук, ощущала вибрации осени и предавалась возвышенным переживаниям. Не могу сказать, что группа отыграла плохо, так как зал после окончания сета буквально молил хотя бы о еще одной композиции, и в целом выступление мне понравилось, но мои ожидания не оправдались. Вместе с тем вещь, которая меня действительно поразила – что вокалист Clouds был до глубины души тронут происходящим, его глаза слезились и сияли от счастья. Удивительный момент, так как он немного приоткрывает занавес к истинному миру человеческой души, которая не менее изящна, печальна и трогательна, чем последний вздох осени.

В таком разбитом состоянии и режиме ожидания одновременно я приготовилась к последнему сету – вот-вот на сцену должны были выйти культовые датчане Saturnus. Группу я знала давно, и была очень заинтересована в том, чтобы как можно быстрее услышать любимые композиции. Народ в зале также переминался с ноги на ногу, ожидая хедлайнеров.

Когда все участники вышли на сцену, вокалист Томас Йенсен тепло и непринужденно поприветствовал толпу, и приготовился к началу выступления. То что происходило последующие два часа, невозможно описать никакими словами или передать с помощью эпитетов и красноречия – это нужно было пережить и видеть своими глазами. Наверное, это самое чувственное и искреннее, до дрожи, до костей проницающее выступление. Твой мозг абсолютно не подчиняется тебе, и ты стремительно уносишься в другую реальность внезапно нахлынувшим потоком мрачной, волнующей и чарующей музыки. Создается ощущение, будто ты и твое тело сливаешься со звуковыми волнами, образуя единый импульс, который бьется в теле умирающей осенней природы. Все человеческие физические качества внезапно перестают что-либо значить, и каждый стоящий в зале оголяет свою душу. Казалось, что это будет длиться вечно, и зал отчаянно пытался не отпускать музыкантов.

Сет Saturnus охватил известные композиции из дискографии, а бонусом датчане презентовали композицию с нового полноформатника, которая не осталась без внимания слушателей. Хотела бы отметить работу всех участников коллектива, так как они мастерски исполнили свои партии, и не допустили ни единой погрешности. Но отдельно я хотела бы выделить Томаса Йенсена – это человек, заслуживающий уважения и восхищения: он обладает уникальным голосом и абсолютно искренне ведет себя на сцене. Во время выступления Saturnus Йенсен выложился по максимуму; своей подачей материала и образом он показал, насколько глубоко в человеке может найти отражение всего того, что происходит вокруг него.

Первый фестивальный день Doom Over Kiev: 10 Doomed Years закончился на грустной, но одновременно ободряющей ноте. Я вышла из клуба погруженная в глубокие раздумья, пораженная происходящим и обезоруженная музыкой, которая переполняла меня.

Идя домой я думала, что же принесет второй день юбилейного фестиваля? И начался этот день с молодой, но вполне перспективной команды из Мариуполя – Odrаdek Room. Парни привезли в столицу немного сурового и мрачного death/doom. Наверное, это выступление очень много значило для мариупольцев, так как они старались изо всех сил. Не смотря на незначительные технические неполадки, команда вполне неплохо открыла последний день мероприятия.

После них право выступить на сцене Atlas`a получили еще одни ребята из Беларуси – Woe Unto Me. Музыканты зацепили за живое удивительным соединением двух голосов – гроула и чистого вокала. Жирные риффы в сочетании с размеренными ударными пришлись по вкусу присутствующим. Удивило появление на сцене Даниэля из Clouds, который исполнил вместе с участниками коллектива одну из композиций белорусов. Хочется отметить, что музыканты знают, как правильно преподнести материал, чтобы он попал в самое сердце.

Третьи участники – суровые львовяне 1914, выступление которых всегда приковывает внимание. Просто невозможно пропустить то, что происходит на сцене с появлением Д. Кумара. В твоей голове начинается судорожный поиск путей отступления, так как ощущая на себе все «прелести» войны, ты пытаешься избавиться от гнетущего чувства внутри тебя, пытаясь подавить вездесущий страх. Безумие, отрешенность, мистицизм – все смешалось воедино, и слилось с мощным death/doom. Инструментальное исполнение, насыщенный видеоряд, мастерство музыкантов, внешний вид и образы – все было на высшем уровне, поэтому по окончании сета я была «убита» из винтовки Кумара. 1914 целились в сердце каждому.

Одними из самых загадочных участников Doom Over Kiev: 10 Doomed Years стали еще одни представители украинского андеграунда – киевская группа Vin de Mia Trix. Музыканты не ставят перед собой каких-либо ограничений и работают с различными жанрами. Эксперимент киевлян нашел отражение в тяжелой, мрачной, мелодичной музыке с пронзительным вокалом. Особой атмосферности выступлению придавала размеренная музыка, которая окутывала тебя, и в самый неожиданный момент пронзала то мощным чистым вокалом, то гроулом, или заставляла восхищаться удивительным двухголосием. Хоть презентация нового альбома состоялась уже давно, на фестивале ‘PALIMPSESTS’ обрел новый смысл, и зазвучал по-новому.

После столь загадочного выступления, которое обращало твое внимание к древним образам, совершенно не хотелось думать о чем-либо ещё. Но вот пришло время выхода не менее ожидаемых посетителями гостей из Британии – Eye Of Solitude. И снова в составе команды можно было увидеть Даниэля, который уже выступал ранее с другими командами. Я ожидала, что эта группа ничем особым не отличится и не зацепит меня. Но, к моему удивлению, грамотная подача материала, особый настрой публики и эмоциональность оставили по себе хорошее впечатление. Funeral-doom, обрамленный грустными, немного депрессивными риффами и потрясающим вокалом, обезоружил меня, и погрузил в состояние невесомости.

Последними участниками и завершающей фестиваль группой стали финны Swallow The Sun. Несмотря на то, что во второй фестивальный день посетителей немного поубавилось, посмотреть на хедлайнеров собрался почти полный зал. Для всех почитателей группы это выступление было очень значимым – впервые за год идейный лидер и гитарист Юха Райвио вышел на сцену в составе команды: музыкант долгое время оправлялся после потери близкого человека и не принимал участие в концертных турах. Тщательно отстроив звук, музыканты начали сет.

Идеальное звучание, мастерство и качественный, тяжелый саунд – вот визитная карточка Swallow The Sun. Стоит ли говорить о том, что наживо группа звучит еще лучше, чем на записи. Каждая песня вызывала бурю чувств и эмоций, и не проходила мимо. Хочу сказать, что я по-новому открыла для себя doom metal во всей его многогранности благодаря Swallow The Sun, вселив в душу нежную скорбь. Волнующее выступление пролетело в один миг, и не оставило возможности растянуть наслаждение как можно дольше. Финны отыграли «на бис», попрощались и ушли со сцены.

Именно в этот момент, когда музыканты начали собирать оборудование, а в зале зазвучала музыка на фоне, пришло осознание: внезапно я, и остальные присутствующие поняли, что эти два восхитительных дня подошли к концу. Невыразимое чувство тоски и апатии нахлынуло волной, и непроизвольно в горле стал ком, а на глазах появились слезы. Doom Over Kiev: 10 Doomed Years прошел слишком быстро, но оставил самые прекрасные воспоминания в сердце, которые не угаснут еще длительное время. Два восхитительных осенних вечера в компании лучших команд жанра – это лучшее, что случалось со мной в последнее время.

Редакция Daily Metal выражает благодарность всей команде организаторов Doom Over Kiev за предоставленные аккредитации и восхитительное мероприятие. Надеемся, в будущем фестиваль Doom Over Kiev выйдет на международный уровень, станет достоянием украинского андеграунда, и отпразднует еще не один юбилей!

Текст: Maha Kali
Фото: Анна Соловей