Doom Over Kiev: 10 лет обреченности

Фестиваль Doom Over Kiev уже давно приобрел статус знакового, не только для одного города, но и для всей Украины. В то время, как крупные концертные организаторы в страхе перед убытками привозят либо «проверенных годами» ветеранов, либо того, у кого поскромнее запросы, команда фестиваля ежегодно устраивает в Киеве настоящий праздник для любителей doom metal.

Фестиваль собирает на одной сцене самобытных новичков, «столпов жанра», и просто флагманские группы на пике своего расцвета. По моему скромному убеждению, именно Doom Over Kiev породил ту волну качественного атмосферного дума, захлестнувшую Киев лет пять назад кучей самобытных групп, которые сразу же познакомил с будущими поклонниками. Не удивительно, что многие из них впоследствии не раз на этом фестивале выступали.

В этом году знаковый фестиваль отметил свой юбилей. Праздновал с размахом – целых два дня концертов в клубе Atlas. Признаться, я немного переживала, как будет выглядеть мрачный фест в стенах хостера Atlas Weekend: фантазия упрямо подкидывала воспоминания из Bingo, или уже привычного MonteRay Live Stage. Но организаторы со своим вниманием к деталям, особенно в визуальном плане, не подвели. У входа в зал нас встретила огромная сова, которая, сжимая в когтях змея, глазела с юбилейной эмблемы, и стражи-скелеты, горевавшие на баннере одного из предыдущих фестивалей. Сомнения развеялись, как утренний туман: праздник обещал быть удачным.

Фестиваль открывали загадочные беларусы из Nebulae Come Sweet. Жанр post-metal, скрытые лица музыкантов и живая виолончель на сцене жирно намекали: нас ждет что-то совершенно особенное. И да, именно так оно и вышло. Проникновенный вокал ударника (!) Игоря Ковалева, экспрессивное «мясо», выдаваемое гитаристом, и тягучая виолончель создавали просто убойную комбинацию. Казалось бы, куда уж больше, но массированная атака подкреплялась видеорядом. Чего тут только не было: и кадры высохшего моря, и метания маленького человечка, и хаотичные тревожные образы. Завершив свой сет динамическим сладжевым «валевом», усиленным гроулом и психоделической монохромной анимацией, группа удалилась.

На смену им вышла одесская команда Mother Witch & Dead Water Ghosts, играющая мелодичный psychedelic doom. После постметаллического «выноса мозга» медитативная музыка и потусторонний женский вокал вгоняли в приятный расслабляющий транс. Команда вела зал за собой в свой мистический мир, и публика послушно шла. Думаю, этому особенно способствовала фронтвумен Мария, с ее приятным мягким голосом и «русалочьим» сценическим образом.

Следующими на сцене появились киевляне Raventale, играющие atmospheric blackened metal. Музыканты презентовали киевской публике свой новый космогонический альбом Planetarium. Выглядела группа просто потрясающе: в едином визуальном стиле, в черном, с корпспейнтом на лицах. Помимо мощной подачи, меня команда порадовала специальным изданием своего альбома в деревянном кейсе. Все же метал – это не просто музыка и тусовка. Он уже давно превратился в отдельное эстетическое направление. И мне очень приятно, когда музыканты охватывают своими творчеством все его проявления: от практически обязательных футболок и видеоряда, до эксклюзивных крафтовых изделий, пропитанных самим духом жанра.

Настала очередь «тяжелой артиллерии». В авангарде ее выступили итальянцы Plateau Sigma. Группа виртуозно использует комбинацию проникновенного чистого вокала и гроула. Вкупе с холодным «воздушным» звучанием гитар это создавало просто невероятную гипнотическую атмосферу, совершенно неожиданную для такой южной команды. Разгадка оказалась простой: музыканты родом из северной Италии, и Альпы им по духу намного ближе жаркого побережья. На концерте группа презентовала новый трек “A Parody of Medeia”, посвятив его Киеву и киевской публике. Закончив свой сет композицией “Agnst”, музыканты уступили сцену «фирмачам» Clouds.

После небольшого перерыва по клубу разнесся неспешный мелодичный клавишный перебор (увы, с плейбека), сопровождаемый проникновенной живой скрипкой, и публика погрузилась в композицию “You Went So Silent”. Общее впечатление только усиливалось образом вокалиста Даниэля: огромный, наголо бритый чувственный человек с красивейшим проникновенным голосом. Часовой сет, состоявший всего из пяти композиций, пронесся на одном дыхании. Поскольку публика категорически не хотела отпускать музыкантов со сцены, а песен «на бис» у них заготовлено не было, группа решила повторить свой первый трек. Огромное им за это спасибо: я с удовольствием снова им насладилась.

Наконец настала очередь самой ожидаемой команды вечера, да и фестиваля вообще – датчан Saturnus. Едва ли не каждый новый анонс фестиваля сопровождался просьбами привезти их в Киев. И вот мечты поклонников жанра осуществились. Даже не смотря на то, что Томас и Ко давненько не радовали слушателей новым материалом. Что можно сказать про их сет? Собственно, а что тут еще говорить? Более двух часов чистой радости для настоящего думстера. Начав сет с композиции “Litany Of Rain” с последнего на данный момент альбома Saturn In Ascension’, группа не отпускала публику ни на секунду, чередуя напористые и медленные композиции, играючи меняя настроение зала. Они не оставили без внимания ни одного своего альбома, и, закончив основной сет одной из старейших своих композиций “Christ Goodbye”, группа попыталась удалиться. Не тут-то было! Зрители устроили музыкантам овации, вызвав группу на бис. Свое выступление группа закончила уже за полночь, на прощание порадовав публику новым треком. Зрители вздохнули с сожалением и, подгоняемые усталостью и охраной клуба, разъехались по домам. Отдыхать и набираться сил перед воскресеньем.

Второй день фестиваля начался с сета знакомых фестивалю мариупольских прогрессивных думстеров/пост-рокеров Odrаdek Room. Группа, имеющая в своем активе 2 полноформатных альбома, порадовала публику как мелодичным инструменталом, отдаленно напоминающим God Is An Astronaut, так и напористым гроулом вокалиста Артема.

Следом за ними были еще одни беларусы – группа Woe Unto Me. Коллектив выступил в лучших традициях funeral doom, играя долгие, тягучие композиции с холодными атмосферными клавишами. Пожалуй, главным сюрпризом их сета стало гостевое участие Даниэля из Clouds на треке “Triptych”. Украсив своим глубоким гроулом начало песни, он оставил сцену экспрессивному вокалисту Артему и удалился во тьму. Как потом оказалось – ненадолго. Совсем ненадолго. Доиграв свой неспешный сет и поблагодарив зрителей за теплый прием, гродненские гости уступили сцену следующей команде.

Зазвучал марш британских летчиков, на экране замелькала военная хроника, и расслабившаяся было публика дружно повалила в зал. Поскольку началось выступление львовской команды 1914, всецело посвятившей свое творчество теме Первой мировой войны. Ребята, валящие агрессивный doom black, уже знакомы завсегдатаям фестиваля: пару лет назад они представили киевской публике свой дебютный альбом Eschatology of War’. Тогда тяжелые риффы и тревожный видеоряд сопровождались историческими фактами, которыми щедро делился с публикой вокалист Дмитрий Кумар. В этот же раз он был менее разговорчивым, ограничившись лишь нелицеприятной «изнанкой» Брусиловского прорыва. Зато экспрессии на сцене ему было не занимать: съежившийся, конвульсивный, с измазанными грязью лицом и одеждой, он словно сошел со страниц ранних книг Ремарка. Обязательный финальный «расстрел» публики из микрофона-«винтовки» и, пожалуй, самое тяжелое и тревожное выступление фестиваля подошло к концу. Касаемо ощущений… Обычно я про такое свое состояние говорю: «Как из-под танка». Но не в этот раз. Как-то язык не поворачивается.

Следующими на сцену вышли своеобразные «талисманы» фестиваля – группа Vin de Mia Trix: фестивали, которые обошлись без нее, можно перечислить по пальцам одной руки. Мало того, они с DOK еще и ровесники – группа в этот Хэллоуин тоже отметила свое десятилетие. В этот раз сорокаминутный сет группы состоял всего лишь из двух песен – «Matarisvan» и «Pharmakos» с нового концептуального альбома Palimpsests’. Однако количество стилей, которыми изобиловал каждый трек, просто поражает: от медлительного и тягучего funeral doom до гитарных соло в духе старого трэша. Ребята явно сделали эксперименты своей главной фишкой. И весьма успешно – попробуй удержать внимание зрителей двадцатиминутной композицией. А с недавних пор в их составе появился второй гитарист, придавший музыке группы тяжести и основательности, так что будем ждать от них новых сюрпризов.

Наступило время еще одной группы Даниэля – британской funeral doom команды Eye Of Solitude. Музыканты появились на сцене и, после долгого мелодичного вступления, клуб заполнили тяжелые тягучие партии гитар, наполненные тоскливой меланхолией и безысходностью. В этой своей группе Даниэль выступает совсем в другом образе: он уже не брутальный «лирический герой», он, скорее, какой-то потусторонний скорбный дух, отрешенный от всего сущего. Мои друзья – фанаты фьюнерала, внимавшие гипнотическому «валеву», были от сета британцев в чистейшем восторге.

И вот, наконец, на сцену вышли хедлайнеры второго дня – финны Swallow The Sun. Добраться на фестиваль без приключений им не удалось: авиакомпания потеряла часть их багажа. Музыкантов пришлось срочно выручать гитарой и комплектом «железа» для ударника, за что группа сказала отдельное «спасибо» и организаторам, и владельцам инструментов.

С самого начала их сета я просто «улетела». После двух дней дум-марафона и особенно – на контрасте с Eye Of Solitude, музыка финнов показалась чуть ли не хеви-металом. Динамичным, боевым и подвижным, под который тело, кажется, колбасилось само. Мощные гитарные риффы, усиленные харшем вокалиста Микко создавали просто оглушающее своей напористостью комбо. Как ни странно, и тут не обошлось без Даниэля: его пригласили спеть медленную и задумчивую “Cathedral Walls”. Несмотря на поздний час и то, что в целом на второй день публики было заметно меньше, на хедлайнеров зал набился под завязку. Сами музыканты видимо кайфовали от выступления, а после основной программы вышли на бис. Причем дважды, что бывает крайне редко. Невероятное, мощное, взрывное окончание юбилейного дум-марафона.

По завершении этих двух дней хочется пожелать фестивалю еще многих лет жизни и процветания. И не только потому, что он позволил меломанам увидеть столпов жанра из Draconian, Esoteric, Pantheist и прочих. Именно Doom Over Kiev собирает тусовку единомышленников, влюбленных в самый вDOOMчивый жанр тяжелой музыки во всех его проявлениях. Здесь посетители в прямом смысле дышат со своими кумирами одним воздухом: я не раз вылавливала среди публики лица музыкантов из Plateau Sigma и Saturnus, не говоря уже о вездесущем Даниэле. Этот фестиваль приносит кайф не только слушателям, но и самим музыкантам, создавая уникальную в своей креативности атмосферу, которая уже много лет порождает все новые и новые формации. Единственное, чего хочется – чтобы каждый жанр экстремальной музыки обзавелся таким фестивалем.

Текст: Алина Бородкина
Фото: Анна Соловей