Korpiklaani – Kulkija

Как, думаю, и многие, я пришёл к финнам Korpiklaani благодаря их алкогольно-танцевальному Folk Metal, и альбом ‘Tales Along This Road’ в своё время надолго поселился в моём плейлисте. Ну и, разумеется, ни одна вечеринка (попойка, если быть честным) не обходилась без “Beer Beer”, “Vodka” или “Happy Little Boozer”. Но время шло, всё вокруг менялось, и сами Korpiklaani тоже, что вполне объяснимо – ну сколько можно писать песни про бухло? И вот, после трёхлетнего перерыва выходит десятый альбом группы ‘Kulkija’ («скиталец») в котором группа, сохранив собственное звучание.

Вокалист Jonne Järvelä рассказывает про альбом так: «’Kulkija’ – это альбом о странствиях. Его вряд-ли можно сравнить с предыдущими работами Korpiklaani. Мы наняли нового продюсера, и за микширование был ответствен совсем другой человек, так что вышел совсем иной Korpiklaani. Хотя и похожий на предыдущие работы». Аккордеонист Sami Perttula и скрипач Tuomas Rounakari добавляют: «’Kulkija’ – не просто собрание песен, а «настоящий» альбом со своей уникальной атмосферой, которая проведёт слушателя по долгому пути. […] В какой-то степени это – прямое продолжение альбомов ‘Manala’ (2012) и ‘Noita’ (2015). В альбоме множество историй, которые можно с лёгкостью прочувствовать».

И в этом группа не соврала: действительно, между ‘Kulkija’ и двумя предыдущими альбомами есть что-то общее, но если в ‘Manala’ и ‘Noita’ группа будто была в поиске нового, то ‘Kulkija’ звучит гораздо уверенней, более цельно и последовательно. Это – долгий (в прямом смысле: 14 песен общим звучанием чуть больше 70 минут) и эмоциональный рассказ о путешествиях и скитаниях, радостных и не очень моментах жизни и грустном, меланхоличном созерцании, когда, оглядываясь назад, смотришь на уже пройденный путь.

Музыкально, Korpiklaani в некотором роде сделали шаг назад, упростив музыку, особенно по сравнению с предыдущими альбомами. Но даже относительно простыми аранжировками, с помощью неизменных аккордеона и скрипки, группа создала такую атмосферу эмоциональности, что, погрузившись в неё, вынырнуть уже сложно. Думаю, самым ярким примером здесь может послужить “Harmaja” (серость) – абсолютно нестандартная для Korpiklaani, медленная песня с акустической гитарой. Печальная скрипка и чистый низкий вокал Jonne мастерски передают грусть и обречённость. В тексте это передаётся метафорой – рассказом о птице со сломанным крылом, что не может улететь в тёплые края, и всё что ей остаётся – ждать неотвратимой зимы. Ну а если этого мало – есть заключительная “Tuttu On Tie”, тоже печальная и меланхоличная. Именно в ней передалось то самое созерцание пройденного пути, о котором я писал выше. И не дайте себя обмануть тяжёлым звуком гитары – это не столько тяжесть музыки, сколько тяжесть на душе скитальца-героя альбома.

Однако не надо думать, что грусть и серость – главные лейтмотивы альбома. Как в любом путешествии есть и грустные, и радостные моменты, так и в ‘Kulkija’ есть фолковые, весёлые песни, которыми славится группа. “Henkselipoika” – мелодичная, весёлая и мощная, даёт именно то, чего ждали от группы. Инструментальный “Pellervoinen”, в котором партия скрипки больше фолково-ирландская, чем финская, тоже даёт слушателю «тот самый» развесёлый и разухабистый Korpiklaani, под который так хорошо танцуется в барах и во время попоек. А вот “Kuin Korpi Nukkuva”, несмотря на свою весёлую музыку, больше похожа на рассказ благодаря Jonne, который в куплете не поёт, но рассказывает, пусть и эмоционально. Словом, песня – будто в баре за стойкой незнакомец рассказывает тебе свои истории. Что вполне могло случиться со скитальцем из альбома – он мог быть как слушателем, так и рассказчиком. Ну а танго в конце песни добавляет песне обаяния.

И ещё мне хочется выделить две песни – первый сингл “Kotikonnut” и почти десятиминутную “Kallon Malja”. Абсолютно разные, как музыкально, так и по настроению, тем не менее можно услышать, что они являются частью чего-то одного. “Kotikonnut” – простая и ровная песня, которая цепляет с первой же ноты, и сразу хочется подпевать, хоть ты не знаешь ни языка, ни смысла слов (в песне путешественник вспоминает детство в родном доме). И я вижу, как фанаты на концертах в других странах подпевают Jonne, старательно выучив текст. Длинная “Kallon Malja”, напротив, более сложна по своей структуре, несколько раз меняет темп и настроение, но тем не менее она цепляет. И что удивительно – от таких «американских горок» совсем не устаёшь. А ещё все соло в этой песне, даже аккордеона и скрипки – типичные метал-соло. Прислушайтесь.

Говорят, красота в простоте. Это в полной мере относится к десятому альбому Korpiklaani. И ещё это – искренняя и очень эмоциональная работа. Вряд-ли ‘Kulkija’ поселится у многих в ежедневном плейлисте, но единожды послушав этот альбом, уверен, к нему ещё не раз вернутся.

‘Kulkija’ выйдет седьмого сентября на лейбле Nuclear Blast Records.

Английская версия рецензии: Antichrist Metalzine