Артём Гордыня (Edwin Hubble): Сейчас любая культурно-гражданская идея монетизируется и трансформируется в инструмент по заработку денег

30-го января вышел первый клип группы Edwin Hubble на песню “Somnia”. Режиссёр клипа и гитарист группы Артём Гордыня рассказал Daily Metal об идеях в клипе, съёмочном процессе и ответственности.

Расскажите, пожалуйста, как создавался клип. От первой идеи до выкладывания в сеть.

Основная задумка клипа берет зерно из концепта самого трека. «Somnia» – выдуманное слово, антоним «Insomnia» – бессонницы. Образно говоря – это полусон или состояние транса. Мы решили, что проиллюстрировать это состояние лучше всего может гипноз, как крайняя форма внушения и манипуляции сознанием, при которой человек впадает в состояние беспамятства.

Идея сценария к клипу пришла, во время поездки в метро при созерцании толпы людей, уставившихся в свои гаджеты. Мы живем в такое время, когда интернет-маркетинг поглотил не только наш кошелек, но и наше личное мнение – оно уже давно не наше, а взято у авторитетного и лидера мнений или «достоверного источника информации». Сейчас любая культурно-гражданская идея монетизируется и трансформируется в инструмент по заработку денег. Ежесекундно сотни тысяч высококвалифицированных интернет маркетологов, разрабатывают новые методы и приемы манипуляции нашим сознанием, с целью впарить нам еще одну бесполезную хрень или кратковременный хайп.

Но маркетинг – это только цветочки. Куда страшнее нами манипулируют в вопросах религии и политики. Только если маркетологи хотят наши деньги, то представители религиозных общин уже требуют от нас добровольного повиновения и кроткого послушания, ссылаясь на «учениях», «постулатах» и пугая адскими муками и горячими сковородками. А власть имущие политики, в свою очередь, претендуют уже на нашу жизнь, которую следует героически отдать во благо отечества/государства/нации/расы/царя батюшки и его золотых дворцов.

Все вышеперечисленные темы легли сценарий клипа в виде нарезки из футажей и исторической хроники, которая транслируется по ТВ в игровых ценах клипа и перемежёвывается со сценой стейджа. Важно было найти подходящие кадры, которые одновременно были бы массовыми, символичными, острыми, местами страшными, но в общем – доведенными до апогея абсурда.

Что до съемок, то тут уже дело оставалось за малым – подготовить локации и реквизит, найти актеров и оператора, арендовать технику и снять все это. Проблемой было то, что бюджета на все этого не было. Его вообще по сути не было. Благо я по работаю режиссером и знаю, как оптимизировать и так ужатый бюджет. Но, отдельно стоит сказать всем ребятам, которые согласились с нами работать над клипом за идею. Это неоценимый жест доброй воли с их стороны. Но это и дополнительная ответственность за результат: если крутые профи своего дела верят в твою идею и готовы тебе помочь без оплаты труда – значит ты не имеешь права ударить в грязь лицом!

Съемочной площадкой стала наша старая добрая, уже бывшая, реп база в комнате гаража, которая за два съемочных дня пережила метаморфозы трансформации в четыре разные по обстановке, атмосфере, декору помещений и вообще задачи в целом. Пришлось конечно же попотеть, но мы справились. В итоге клип был снят за смешной бюджет в 5200 гривен (из которых 4500 – это аренда техники, а остальное утварь для декора)

Потом наступил долгий и мучительный постпродакшн, о котором я не хочу особо вспоминать.

Далеко не всегда зритель видит всё, что хотел сказать автор. Какие идеи вы вкладывали в это видео?

Идея клипа – показать как нас всех зомбируют и превращают в овощей набитых ненужной информацией, чужими идеями и т.д. Парень вначале – символ каждого из нас.
Телевизоры во всех сценах – источник манипуляции и портал-переход между сценами
Что важно – в начале идет нарезка с детскими воспоминаниями, тем, что действительно ценно для всех нас. Но это все вытесняют из нас, замещая иллюзией жизни, ненужными вещами, абсурдными догмами и опасными идеологиями.
Далее плавно вступает нарезка из различных научных фильмов о нашей психике, гипнозе и физиологии в целом. Там есть ключевой кадр с мальчиком и кашей – это известный психологический эксперимент о конформизме. В этот момент ребенок понимает, что каша то соленая, но … увы, мнение других оказывается весомее.
Далее идут сцены стейджа с нами и условной лаборатории с психопатом доктором. Вместе мы проводим «сеанс») Он состоит из трех этапов.
Gain – 1: Маркетинг
Gain – 2: Религия
Gain – 3: Политика
Чем выше Gain, тем больше мяса в прямом (да простит меня читатель) и в переносном смысле.

Насколько сложно делать клип на инструментальную музыку?

Есть три подхода к работе над клипом.
Первый: видео где играет группа + использовано некое художественное решение (это может быть как манера съемки, так и постройка целой локации под клип)
Второй: игровая/документальная история где участвует группа как актеры + стейдж
Третий – история где нет группы вообще (игровая, документальная или анимационная короткометражка под музыку, где проиллюстрирован сюжет связанный с идеей/эмоцией/ песни/трека)
Все эти три подхода могут быть реализованы отдельно или же смешиваться. Все зависит от задачи.
ИМХО, то что у нас нет унылых кадров, где поет вокалист, да и вообще нет унылого вокалиста – это манна небесная для свободы реализации наших идей, как в форме видео, так и в форме аудио.

Как делалась сцена, когда актёру вставляют джек в голову (как в «Матрице»)?

Также как и в «Матрице» (улыбается). Джек прячется вовнутрь.

Edwin Hubble в сети:

fb.com/edwinhubble
twitter.com/edwinhubbleband
youtube.com/edwinhubbleband
soundcloud.com/edwinhubbleband
instagram.com/edwinhubbleband