Heaven Shall Burn – Of Truth And Sacrifice

Достаточно сложно быть объективным, когда любимая группа выпускает новый альбом. Особенно когда этого альбома ждали четыре года. Сложно, но я попробую. Итак, Heaven Shall Burn и новый, девятый по счёту альбом ‘Of Truth And Sacrifice’.

С момента выхода Wanderer’ прошло уже долгих четыре года. Но группа не тратила это время даром и выпустила двойной лонгплей, общее звучание которого почти 100 минут – отличный подарок фанам вроде меня и достаточно рискованный шаг в эпоху синглов и EP. Однако Heaven Shall Burn всегда шли своим путём, не оглядываясь ни на моду, ни на мнение других. «Мы почувствовали, что пришло время ненадолго отойти от тараканьих бегов шоу-бизнеса. –рассказывает основатель группы, гитарист Maik Weichert, – Мы всегда отказывались быть частью этого механизма, потому что он убивает креативность и настоящие эмоции, поэтому мы хотели подойти к записи этого альбома без мыслей о предстоящих турах в поддержку и выступлений на фестивалях. Некоторые группы начинают сочинять песни для нового альбома, держа в голове дату выхода. Мы же хотели совсем другого. Работать над этим альбомом без каких-то дедлайнов было прекрасным ощущением свободы. В процессе мы решили, что одного альбома недостаточно, плюс мы всегда хотели записать двойную пластинку в качестве заявления. – продолжает Maik, – Нашей целью было сделать произведение искусства, в которое человек мог бы полностью погрузиться, в котором будет место для экспериментов и неожиданностей. К тому же будет честно дать нашим фанам в два раза больше обычного после столь долгого ожидания».    ­

Heaven Shall Burn всегда были группой с определённой позицией и чётко выраженными взглядами, которые не смягчились на протяжении лет. При этом, стоит отдать должное, их песни не звучат нравоучительно (в отличие от того же знаменитого “How dare you?”), и этот подход как раз работает. Ведь, как писал Пелевин, «отвратить от греха куда легче, показав его во всех подробностях» (как, например, в клипе “My Heart And The Ocean”). Альбом Of Truth And Sacrifice’ ­– тоже высказывание: на сей раз поднимается сложная тема правды в современном обществе, искажений и «альтернативных» интерпретаций фактов. «Разумеется, у людей должно быть своё мнение и точки зрения, но ведь существуют неоспоримые факты! Есть мораль и нравственность, в конце концов! – говорит Maik Weichert, – Множество людей пострадали за правду, и в то же время другие люди предпочитают невежество и гетерономию. Однако, проблема даже не в том, что люди выбрали равнодушие и неведение, они уже так воспитаны! Это самая настоящая деградация». Художник Eliran Kantor (Testament, Iced Earth, Sodom) визуализировал идеи музыкантов, изобразив на обложке тяжело раненую женщину-воина, прикрывающую своим телом дитя. Эта картина, при всей своей кажущейся прямолинейности (женщина – защитник, жертвующий собой (sacrifice); дитя – голая правда (truth)), наполнена множеством деталей и аллюзий, которые открываются при ближайшем рассмотрении.

Of Truth And Sacrifice’, как я и говорил, состоит из двух частей: собственно ‘…Of Truth‘ и ‘…Of Sacrifice’. В принципе, их можно было бы рассматривать как два отдельных альбома – настолько они разные, но множество деталей всё же объединяют их в одно целое, так что, как по мне, это больше диптих.

Первая часть ‘…Of Truth‘ начинается с короткого интро “March Of Retribution”, сочетающего в себе тяжёлые риффы, мощные ударные и мелодию, создающую напряжённую атмосферу. Cразу после на слушателя мощной атакой гитар и ударных обрушивается “Thoughts And Prayers”. Гитаристы Alexander Dietz и Maik Weichert прекрасно делают свою работу, совмещая мелодию и тяжесть, ударник Christian Bass выдаёт мощные и временами запредельно быстрые партии c двойными бочками, ну а вокал Marcus Bischoff как будто не менялся со времён Deaf To Our Prayers’. Следующая за ней “Eradicate” за пару секунд разгоняется до бешеного темпа: ударные то и дело срываются на бласт-биты, а гитаристы выдают брутальные Death Metal риффы и соло под стать Slayer. Правда, в середине песня всё же снижает темп, звучит мелодичное соло, уводящее песню куда-то чуть ли не в Heavy, но прежде чем успеваешь осознать, что произошло, раздаётся крик Destroy! Erase! Eradicate!” и брутальность возвращается снова, уже до самого конца. То же самое происходит и в типичном Death Metal треке “What War Means”: беспощадные ударные, тяжесть риффов и скорость вкупе с грубым гроулом Marcus, без намёка на мелодичность.

“Protector”, первый сингл с Of Truth And Sacrifice’ – это тот самый Heaven Shall Burn, которого ждали фанаты, мастерски сочетающий в себе скорость, тяжесть, мелодичность и запоминающийся мотив. Музыка немного напоминает старую школу Гётеборгского Melodic Death Metal, а за воодушевляющий текст песню уже назвали самым громким выступлением TED. “Terminate The Unconcern” тоже отсылает к Melodic Death не менее цепляющей мелодией и мощью риффов и ударных. Ну а фразой “In The Name Of Progression” этот альбом связывается с предыдущим Wanderer’.

“Übermacht” начинается с электронных семплов и ровного риффа, напоминающего Rammstein или, скорее, OOMPH!, после чего срывается в ураганный Metalcore с атмосферными клавишами на заднем плане и прекрасной работой басиста Eric Bischoff. В середине песня даёт передохнуть, оставляя только клавиши, после чего всё снова оглушительно взрывается тяжестью и скоростью и плавно переходит “My Heart And The Ocean”, тоже тяжёлую и мелодичную, только вот тяжесть этой песни выражает, скорее, не агрессию, а скорбь и служит неким предупреждением, особенно вкупе с клипом.

Самым эпичным и впечатляющим в ‘…Of Truth’ будет почти девятиминутное полотно “Expatriate”, для записи которого группа привлекла Минский Симфонический Оркестр и знаменитого дирижёра Wilhelm Keitel. В результате песня звучит действительно тяжело (причём гитары и экстрим-вокал звучат не очень долго, но впечатляюще), несколько раз меняя атмосферу с гнетущей на трагичную, а иногда и пугающую, особенно когда уверенный голос читает речь на немецком. Также оркестр звучит и в полной грусти “The Ashes Of My Enemies”, которая заканчивает первую часть.

Если первая часть альбома была достаточно последовательна, то ‘…Of Sacrifice’ больше напоминает сборник экспериментов группы, которые они давно хотели записать. Но не спешите откладывать его в сторону – большинство экспериментов здесь очень удачные. Самым выделяющимся, пожалуй, будет “La Résistance”, построенный на электронных семплах и жёстких риффах, трек уходит куда-то в Industrial или даже EBM.

Открывающую вторую часть “Children Of A Lesser God” тоже вполне можно отнести к Melodic Death Metal, правда уже не в таком бешеном темпе, как “Protector” или “Terminate The Unconcern”. Скорее, песня больше напоминает ранний Arch Enemy с Johan Liiva или пресловутых In Flames времён Colony’. “Tirpitz”, начинающийся со старой записи 30-40-х годов, тоже относительно мелодичен, особенно во вступлении. Но вот ровное тремоло риффов и мощные ударные немного отсылают к легендарным британцам Bolt Thrower.

Быстрый темп возвращается в мелодичных “Stateless”, “Eagles Among Vultures” и, вероятно, в самой быстрой песне с этого альбома “Truther”. Причём, если “Eagles Among Vultures” и “Stateless” слышатся типичным творением Heaven Shall Burn, соединяющим в себе цепляющую мелодичность, жёсткие риффы и быстрые ударные с мощным басом, то “Truther” – это две минуты брутального Death Metal шквала риффов и бласт-битов с двойными бочками, прерывающегося буквально на пару секунд в середине песни.

Во многих альбомах Heaven Shall Burn можно услышать кавер-версии песен, причём к их выбору группа подходит очень скрупулёзно, выбирая песни, которые  звучат актуально и сегодня. Of Truth And Sacrifice’ не стал исключением: для этого альбома Heaven Shall Burn записали песню-предупреждение группы Nuclear Assault “Critical Mass”.

Ну а заканчивается альбом печальной и одновременно прекрасной “Weakness Leaving My Heart”, которую группа выпустила вместе с “Protector”. Здесь снова можно услышать симфонический оркестр, задающий настроение всей песне и прочувствованные монологи, переплетающиеся с экстрим-вокалом. Это – прекрасное завершение альбома, очень эмоциональное и, несмотря на общую меланхолию, дающее надежду.

Я уже говорил в начале этого длинного ревью, что мне сложно быть объективным по отношению к этой группе. Есть ли у альбома недостатки? Наверное. Но в целом это – мощная во всех смыслах работа, интересная и отлично проработанная. 100 минут этой музыки стоили четырёх лет ожидания фанов, а если кто-то до сих пор не слышал об этой группе и решил с ней познакомиться, Of Truth And Sacrifice’ – отличный повод для этого.

‘Of Truth And Sacrifice’ вышел 20-го марта на лейбле Century Media Records.

Английская версия рецензии: Antichrist Magazine