Hell:On – Scythian Stamm

Последний на сегодняшний день полноформатный альбом Hell:On ‘Once Upon A Chaos’ вышел в далёком 2015-м году. Через три года группа упоминает в интервью, что работает над новой пластинкой, и в 2019-м выходит сплит ‘A Glimpse Beyond’, совместно с немцами Pripjat, в котором группа представила три новые песни. Ну а в конце 2020-го Hell:On выпускают свой шестой полноформатник ‘Scythian Stamm’.

Hell:On образца 2020-го года – это Death Metal, в котором брутальность и мощь соединяется с мрачной шаманской атмосферой и восточными мотивами; те, кто слышал A Glimpse Beyond’ могли убедиться в этом сами. Также в этом альбоме группа использовала практически в каждой песне какие-то необычные инструменты, как ситар и варган. Помимо этого в альбоме также можно услышать горловое пение и звук рогов. Шаманизм и восточные мотивы появились в музыке группы не просто так: Hell:On вдохновились Скифским Станом, древнейшему погребальному комплексу на острове Хортица в их родном Запорожье и непосредственно самими скифами – их жизнью, ритуалами и бытом.

Scythian Stamm’ открывается брутальной “Spreading Chaos”: мелодичное вступление сменяется мощнейшими риффами и безудержными ударными с бесконечными бласт-битами. Визжащая соло-гитара тоже отлично вписывается в музыку, и, кажется, так будет продолжаться до конца. Однако, в середине песни всё затихает, и остаётся только струнный инструмент с короткой полу-восточной мелодией, которая разрешается в мелодичное (на удивление) соло. Следующая “The Architect’s Temple” сохраняет Death Metal брутальность, но добавляет множество tribal элементов. Я бы не рискнул назвать основную мелодию этой песни восточной, но без сомнения это – древняя, народная мелодия. В “Under The Protection From Beyond” тоже превалирует сокрушающий Death, хотя в припеве отчётливо слышна восточная мелодия. Также эта песня впечатляет своими соло – гитарными и на ударных, которые ещё и звучат одновременно. Ну а “Movements Of The Godless” просто накрывает с головой – она звучит очень мощно и даже эпично, с небольшими мелодичными элементами (где-то на первый план даже ненадолго выходит ситар). Всё вместе это создаёт впечатление, будто с человеком разговаривает что-то, гораздо больше и выше него (во всех смыслах), которое с лёгкостью может его раздавить, но пока что только предупреждает.

Неторопливая “Ashes Of The Gods” без сомнения начинается восточной мелодией и восточным же струнным инструментом (возможно, это ситар, но я могу ошибаться). Ровные ударные, мощный бас на переднем плане и шёпот вокалиста, переходящий в гроул и обратно, действительно создают мрачную и завораживающую атмосферу какого-то шаманского ритуала. Это «шаманство» чувствуется и в “B.S.B.”, которая больше напоминает Groove Metal, а не Death, хотя, разумеется, звучит мощно, темно и брутально. Однако, варган и горловое пение делают своё дело – завораживают и рисуют какие-то потусторонние картины в воображении, превращая ещё одну песню в шаманский ритуал. А в “Roaring Silence” короткие вспышки брутальности сменяются атмосферностью и восточной музыкой, причём ощущение такое, будто эти элементы борются друг с другом, поэтому на первый план выходит то один, то другой.

Ну а заканчивается альбом атмосферной и жёсткой “My Testament”, где в качестве текста звучит «Заповіт»  в переводе John Weir и украинское прочтение Богдана Ступки.

Пять лет ожидания закончились, и Hell:On возвращаются в строй. По-прежнему жёсткие и брутальные, но вместе с тем интересные и местами завораживающие, мастерски соединяющие абсолютно разные элементы, которые, в конечном счете, ничего не теряют, но подчёркивают друг друга. И мне очень интересно, как всё это великолепие будет звучать вживую (ведь будет, рано или поздно).

Scythian Stamm’ выйдет первого ноября на лейбле Hell Serpent Music.

Английская версия рецензии: Antichrist Magazine