Crippled Black Phoenix – Ellengæst

Crippled Black Phoenix, образовался в 2004-м, когда мульти-инструменталист Justin Greaves, игравший до этого с Electric Wizard и Iron Monkey, захотел играть свою музыку в своей группе. Причём, на это решение не смогли повлиять никакие трудности – ни многочисленные смены состава, ни что-то ещё; Crippled Black Phoenix упорно двигались вперёд, и в конце 2020-го выходит уже восьмой альбом группы, Ellengæst.

Через год после выхода Great Escape (2018), из группы уходит вокалист Daniel Anghede, который пришёл ещё в 2013-м. Теперь Crippled Black Phoenix, помимо Justin Greaves – это: Belinda Kordic (вокал, перкуссия), Helen Stanley (клавишные, духовые, бэк-вокал) и Andy Taylor (гитары). Ну а проблему вокалиста Justin решил просто: для записи альбома он пригласил гостевых вокалистов, так что в альбоме можно услышать Vincent Cavanagh (Anathema), Kristian “Gaahl” Espedal (Gaahls Wyrd’s, ex-Gorgoroth), Jonathan Hultén (Tribulation), Ryan Patterson (Coliseum, Fotocrime) и Suzie Stapleton.

«Ellengæst» переводится с древнеанглийского как «сильный духом», или, с некоторым скандинавским влиянием, «озорной демон». «Это название вполне описывает нашу группу, – рассказывает Greaves, – нам нужно было оставаться сильными из-за всех этих бесконечных проблем, с которыми мы столкнулись, но мы выжили, и продолжаем играть».

Открывающая альбом “House Of Fools” начинается с печальной трубы, которая внезапно прерывается тяжестью остальных инструментов. Впрочем, тяжесть вскоре уходит,  в итоге оставляя очень тёмную музыку с вокалом Vincent Cavanagh и женственным голосом Belinda Kordic – вокалисты отлично взаимодействуют, иногда играя на контрастах. Однако в середине снова всё затихает, и только трагичные клавишные с духовыми инструментами продолжают создавать трагичную атмосферу – чуть позже к ним присоединится гитара, уводя музыку чуть ли не в Doom своим тяжёлым риффом. Тут проявляется композиторский талант Justin: начинаясь как Dark Rock в стиле Nick Cave and the Bad Seeds, музыка впоследствии превращается в мощный и полный скорби Doom Metal, причём всё сделано очень органично. Дуэт Belinda / Vincent  продолжается и в цепляющей “Lost”, правда здесь уже вокал Belinda занимает практически всё внимание. Музыка звучит не то чтобы мрачно, а, скорее, холодно и отстранённо, этим и завораживая настолько, что восемь минут (средняя продолжительность песни в альбоме) пролетают незаметно.

Разумеется, участие Gaahl было неожиданным – он редко появляется в альбомах других групп. Однако, в Ellengæst Gaahl раскрывается с другой стороны: он не поёт, а чистым, низким и глубоким голосом читает текст в “In The Night” под мрачную гитару, возвращаясь к мрачному Dark Rock. В какой-то момент гитары начинают звучать мощнее, добавляется тяжесть, но бесконечная мрачность остаётся неизменной. Также в песне отличное вступление: запись юной девушки, рассказывающей о попытках добиться внимания матери и спрятать свои эмоции очень хорошо погружает в атмосферу безнадёжности. “Everything I Say”, уходящая куда-то в сторону Dark County/Blues  тоже создаёт чувство безнадёжности – женский блюзовый вокал и мрачное фортепиано внезапно сменяются тяжёлыми гитарными риффами и ударными, которые так же резко прекращаются одним ударом по тарелке. Так повторяется несколько раз, но песня настолько завораживает, что такой переход от мрачного спокойствия к тяжести всё равно звучит несколько неожиданно. Когда эта музыкальная буря стихает в последний раз, песня медленно переходит в spoken work интерлюдию “(-)”, где рассказывается о потере близкого существа.

“The Invisible Part”, самая длинная песня в альбоме (11:25) – это невероятно атмосферный и очень масштабный саундскейп, рисующий фантастические картины в воображении слушателя. Музыкально это напоминает Pink Floyd (когда Roger Waters писал музыку, а не гневные письма с просьбами отменить концерты тех или иных групп), с их насыщенной музыкой и невероятной атмосферой. Однако, мне вряд-ли удастся в полной мере описать всё это великолепие, так что лучше один раз прослушать. Ну а заканчивается альбом кавером на Bauhaus “She’s In Parties”, отлично сделанным с музыкальной точки зрения, но не особо подходящим к этому альбому, как по мне.

‘Ellengæst – очень атмосферная и тёмная пластинка, полная эмоциональных «американских горок»: здесь говорится о сильных и слабых людских сторонах, о боли утраты и безудержной любви, да и просто о чувствах, которые могут сделать с человеком многое. И, знаете, это действительно тяжёлый альбом, не музыкально, но в самой его сущности.

‘Ellengæst выйдет девятого октября на лейбле Season Of Mist.

Английская версия рецензии: Antichrist Magazine