Sepultura – Quadra

За более чем 30 лет существования Sepultura пережила столько взлётов и падений, что хватило бы на десяток групп. Скажу больше: от того, что произошло с группой в конце 90-х иная группа вряд-ли бы оправилась, и, скорее всего, прекратила бы существование. Однако Sepultura выжила несмотря ни на что, продолжая записывать жёсткие альбомы с интересными концепциями. Последний альбом группы, ‘Machine Messiah’ вышел три года назад, в 2017-м, а теперь настало время для нового альбома – ‘Quadra’.

Quadra’, как и несколько последних релизов, имеет свою концепцию; не строго текстовую, а, скорее, музыкальную (хотя в текстах эта концепция тоже каким-то образом присутствует). Andreas Kisser говорит про альбом так: «…помимо прочего, «Quadra» на португальском означает спортивную площадку. То есть строго очерченная территория, разграниченная внутри себя, где проходят игры по определённым правилам. Мы все живём в разных «квадрах»: страны и нации, со своими границами и традициями, культурой, религией, законами, образованием – всё это образует правила, по которым мы живём. Наши личности, то, в что мы верим, как живём, строим общество и отношения в нём, всё это зависит от тех правил, в которых мы выросли. Идеи создания, богов, смерти, нравственности и морали. Деньги – мы порабощены этой идеей: богатый и бедный, вот как мы измеряем людей, через материальные блага. И вне зависимости от «квадры», в которой ты находишься, тебе нужны деньги, чтобы выживать. Это – главное правило игры, называемой жизнью».

В полном соответствии с названием, Quadra, грубо говоря, делится на четыре равные части, где каждая часть является своего рода отсылкой или даже возвращением в различные эпохи группы, с разными направлениями и разным звуком. Причём, каждая часть или «триптих» – законченное произведение, так что не стоит удивляться, если вдруг слышится интро ближе к концу альбома.

Первая часть Quadra’ – это яростный Thrash Metal времён Arise’. Скорость и грубая сила, вот что такое “Isolation”, “Means To An End” и “The Last Time”. Derrick Green не поёт, а яростно выплёвывает слова в уши слушателю. Kisser и Paulo Pinto сносят с ног своими быстрыми и мощными риффами. Ну а Eloy Casagrande, лучшее приобретение группы за последнее время, показывает, что он может играть не просто не хуже Igor Cavalera, а гораздо лучше: его запредельная скорость игры, мощь вместе с кажущейся простотой его партий не вызывают ничего, кроме восторга. Если бы у древних евреев были бы не трубы, а Quadra’, то пали бы не только стены Иерихонские, но и снесло бы с лица земли несколько окрестных деревень . И вместе с тем, даже в такой грубой и относительно простой музыке нашлось место хорам и фантазии Andreas Kisser, соло которого уходят куда-то в Progressive. Вообще, здесь полно моментов, которые отлично звучат вместе, но являются полной неожиданностью, и в результате ты переслушиваешь песню с мыслью «Так, я не понял, что это сейчас было? Как это вообще?». Хотя, опять-же, все элементы мастерски сплетены воедино и не выглядят аляповатым нагромождением.

Следующая часть – возвращение в Groove и народным мелодиям времён Roots’. “Capital Enslavement” открывается латиноамериканской перкуссией и народной мелодией, которую подхватывают гитары и ударные. Здесь стоит отметить игру Eloy ещё раз: он умудряется вставлять какие-то латиноамериканские пассажи во время игры, не теряя при этом ни темпа, ни ярости. “Ali” начинается как среднетемповый Groove, но постепенно разгоняется до Death, после чего несколько раз снижает и повышает темп. Вместе с тем, как и подобает хорошему Groove Metal, здесь куча элементов, от которых начинаешь махать головой абсолютно непроизвольно. Ну а завершает эту часть “Raging Void”: снова Groove, атмосферный припев и куча маленьких фишек в гитарных или ударных партиях, которые не дадут ошибиться, это – Sepultura!

Вторая половина альбома – более разнообразная и наполнена экспериментами. Если в первой части были только лёгкие намёки на Symphonic и Progressive, то здесь группа уже использует их по полной, не теряя, впрочем, брутальности и агрессии. Акустическая гитара и перкуссия в “Guardians Of Earth” вкупе с хорами звучит как возвращение группы в 1993-й. Но как только начинает казаться, что это будет вторая часть “Kaiowas”, вступает Derrick и свирепым рыком отгоняет эту мысль. Жёсткие риффы, мощные ударные – всё это присутствует в полной мере, но здесь есть и куча Prog-элементов, симфоничность и, как бы это не звучало странным, драматизм. Осмелюсь предположить, что “Guardians Of Earth” по своей структуре и аранжировке напоминает Machine Head начала 2010-х, которые тоже смешивали Groove и Thrash с классическими музыкальными инструментами. Жемчужиной альбома является “The Pentagram”, инструментальная композиция, в которой блистают все (кроме Derrick, разумеется). Постоянные смены ритмов и настроений, переходы от неистовых и яростных Thrash партий к более глубоким и задумчивым Progressive, разнообразие соло Kisser, и всё это с ярко выраженным почерком Sepultura. В общем, одна из самых глубоких композиций в альбоме, к которой стоит вернуться не раз и не два. А вот следующая за ней “Autem” больше бы подошла к первой части альбома: неистовая и брутальная композиция с запоминающимся припевом, где уже Derrick раскрывается по полной, используя разную вокальную технику.

Последний триптих начинается коротким вступлением “Quadra”: фламенко, хотя и мрачное, очень нагнетающее и атмосферное. Интро “Agony Of Defeat” больше похоже на какой-то саундтрек к фильмам о космосе, а потом с песней начинает происходить что-то совсем из ряда вон выходящее. Derrick переходит от чистого вокала к своему фирменному рыку и обратно, клавишные (!) уводят песню куда-то в восточные мотивы, гитара тоже слегка уходит в «кебаб-риффы», и на фоне всей этой вакханалии звучит мощный женский хор. Впрочем, в припеве группа возвращается обратно к своему фирменному звучанию, и снова появляются Groove элементы, но до этого ты просто сидишь и ничего не понимаешь. Помните, в начале рецензии я говорил, что здесь полно моментов, которые отлично звучат вместе, но являются полной неожиданностью? Так вот, “Agony Of Defeat” иллюстрирует это наилучшим образом. Ну а завершается альбом ещё одной сложносоставной композицией “Fear; Pain; Chaos; Suffering”, которая через музыку показывает эти четыре состояния. Собственно, здесь группа настолько увлеклась экспериментами, что немного пожертвовала тяжестью звука. Неожиданностью является и женский вокал в песне. Но сказать, что композиция неинтересная или не является металом – нельзя. Скорее, это не Sepultura с элементами Progressive Metal, а наоборот.

Quadra’ – невероятно разнообразный, тщательно продуманный и очень интересный альбом. Я бы дерзнул сказать, что этим альбомом Sepultura вывели определение «разнообразный» на совершенно новый уровень. Но в любом случае, этой пластинкой седеющие ветераны в очередной раз доказали, что не только помнят свои Thrash/Groove корни, но и готовы двигаться дальше, экспериментируя со звуком и соединяя несоединимое.

Quadra’ вышел седьмого февраля на лейбле Nuclear Blast Records.

Английская версия рецензии: Antichrist Magazine