13-го декабря 2017-го, во время работы над вторым сольным альбомом, ушёл из жизни Warrel Dane, выдающийся музыкант, чей голос был визитной карточкой Sanctuary и Nevermore (наравне с игрой Jeff Loomis). 56 лет, диабет, сердечный приступ, немалые проблемы с алкоголем в прошлом. Но музыканты и лейбл, несмотря ни на что, решили продолжить работу над этим альбомом, и спустя десять месяцев выходит посмертный сольник Warrel ‘Shadow Work‘.
Про такие альбомы достаточно сложно писать, так как «о мёртвых либо хорошо, либо никак», и получится не рецензия, а некролог, или, скорее, эпитафия. Ещё в таких работах очень легко видеть своего рода завещание или предчувствие, поэтому многие бросаются искать скрытые глубинные смыслы — кто ищет, тот всегда найдёт. А уж в текстах Warrel искать такие вещи проще простого: многочисленные метафоры и подтексты делают своё. И не могу обещать, что получится у меня, но попробую.
‘Shadow Work‘ изначально планировался 80-минутным альбомом, но в результате вышло всего 40. Восемь треков вместе с минутным интро “Ethereal Breathing” и кавером “The Hanging Garden” — это совсем немного, и альбом оставляет какое-то ощущение недосказанности. Тем не менее, нужно отдать должное музыкантам Thiago Oliveira (гитара), Johnny Moraes (гитара), Fabio Carito (бас) и Marcus Dotta (ударные), которым удалось в таких адских условиях собрать воедино записи вокала Warrel (включая демо) и сделать хоть как-то полноценный альбом.
Музыкально ‘Shadow Work‘ достаточно близок к Nevermore времён ‘This Godless Endeavor‘. Быстрый темп, мощные Thrash риффы, техничные гитарные соло и ударные – всего в избытке. Можно упрекнуть гитаристов за некую однообразность пентатоники в песнях, но это с лёгкостью компенсируется техничностью исполнения. Впрочем, “As Fast As The Others” и красивейшая, атмосферная “Rain” показывают совсем другую игру музыкантов, отличную от “Prog Thrash”. Ну а самым атмосферным треком здесь будет заключительный “Mother Is The Word For God”: ломаный ритм, мелодичность сменяется долбящими риффами, скрипки затихают под натиском гитар, чтобы вернуться в конце песни – прекрасное окончание альбома и великолепная работа.
Что же касается вокала — мне показалось (ещё раз подчёркиваю: мне показалось), что Warrel несколько устало звучит. Да и он сам говорил, что ему уже сложно брать высокие ноты, как это было в молодости. Но вместе с тем, Warrel отлично меняет настроение слушателя интонациями, переходя от шёпота к рыку и обратно к мелодичному вокалу. В общем, та самая магия его голоса, за которую его любят, слушают и, думаю, будут слушать – она в полной мере присутствует в альбоме.
Я уже говорил выше, что в ‘Shadow Work‘ присутствует какая-то недосказанность, но этот альбом вряд ли похож на какое-то завещание или последние слова. У Warrel было ещё много что сказать, он просто не успел.
‘Shadow Work’ вышел 26-го октября на лейбле Century Media Records.
P.S. Мне посчастливилось увидеть Warrel Dane на сцене – он прилетел в Израиль, чтобы вместе с местными музыкантами от начала и до конца спеть ‘Dead Heart In A Dead World‘. И, знаете, я увидел вырвавшегося из алкогольного плена уже немолодого, многое пережившего человека, который не очерствел и не опустил руки. Усталый от груза прошлого, который навсегда с ним, но всё ещё переживающий, остро чувствующий и очень открытый человек, готовый щедро делиться своей энергией – таким я его запомнил. Покойся с миром.
Английская версия рецензии: Antichrist Metalzine