Ну что-ж, начался новый, 2020-й год, и мы, по традиции, предаёмся ностальгии. Всё просто: 20 альбомов, вышедших 20 лет назад, в хронологическом порядке. Вперёд в прошлое?
Therion – ‘Deggial’ (31.01.2000)
Девятый альбом группы, открывающий так называемую эру Ниеманнов – когда к Therion присоединились братья Johan и Kristian Niemann. Сказывается увлечение Chrisofer Johnsson классической оперой: ‘Deggial’ являет собой Symphonic Metal, где акцент ставится на Symphonic. Оркестр играет главную роль, помимо струнных инструментов используются флейты, трубы и гобои. Вокальные партии исполнены оперными артистами. А вот гитары сведены к простым риффам, и служат больше для ритмической основы. Такие эксперименты далеко не всем слушателям и критикам пришлись по нраву, но, тем не менее, все отметили работу Hansi Kürsch (“Flesh Of The Gods”) и “O Fortuna” – кавер на знаменитую увертюру к “Carmina Burana”.
AC/DC – ‘Stiff Upper Lip’ (28.02.2000)
Четырнадцатый альбом группы, вышедший после четырёхлетнего перерыва. «Это должен был быть первозданный рок-н-ролл, который входил в основу нашей музыки. Это было нашим сюрпризом для поклонников, ведь такого звучания AC/DC уже давно никто не слышал» – рассказывал Малкольм Янг. Но ведь недаром существует шутка « –Вы записали 18 одинаковых альбомов… – Нет! Мы записали 19 одинаковых альбомов!». Да, звук ‘Stiff Upper Lip’ несколько отличается от предыдущего альбома, но это вряд-ли на что-то кардинально влияет. В целом, это всё тот же рок’н’ролл, за который AC/DC любят, и не простят, если группа станет играть хоть немного другую музыку.
Disturbed – ‘The Sickness’ (07.03.2000)
Начнём с регалий: пять раз платиновый в Америке, платиновый в Канаде и Австралии, золотой в Англии, дебютный альбом Disturbed (и самый успешный альбом группы на сегодняшний день). Музыка тяготеет к модному тогда Nu Metal, но всё-таки отличается от легиона групп, играющих «мазафаку». Куча хитов, исполняемых на практически каждом концерте: “Voices”, “The Game”, “Stupify”, а ещё отличный кавер на песню группы Tears For Fears “Shout 2000”. И, конечно же, “Down With The Sickness” – всем ow-wah-ah-ah-ah!
Dio – ‘Magica’ (21.03.2000)
Восьмой альбом группы Dio, рассказывающий историю планеты “Blessing”. Сам Ronnie James Dio рассказывал так: «Я писал альбом от имени зла, потому что я всегда старался писать от имени анти-героев. Множество людей не думают в таком ключе, поэтому у тебя есть гораздо больше свободы в создании. Конец я тоже оставил неоднозначным, потому что зло – вечно, а добро не всегда одерживает победу. Это – универсальный баланс». В Dio вернулся Craig Goldy, и группа возвращается к своему «классическому» звучанию. В планах у группы было продолжить сагу альбомами ‘Magica II’ и ‘Magica III’, но этому не суждено было сбыться: 16-го мая 2010-го Ronnie James Dio проиграл в борьбе с раком.
Pantera – ‘Reinventing The Steel’ (21.03.2000)
Последний альбом легендарной группы. Всё тот же Groove Metal, по звучанию ближе к ‘Vulgar Display Of Power’ чем ‘The Great Southern Trendkill’. Название альбома является отсылкой к альбому Judas Priest 1980-го года ‘British Still’ – в 2000-м, когда Nu и Alternative Metal были на пике своей популярности, Pantera оставались верны себе и не изменяли музыку в сторону коммерции. В альбоме можно услышать соло Kerry King в “Goddamn Electric” и, конечно, “Revolution Is My Name”. Через три года группа объявит о распаде, Phil Anselmo с головой уходит в свои проекты (и кучу проблем), а Dimebag Darell и Vinnie Paul основывают Damage Plan. В 2004-м Dimebag будет застрелен прямо на сцене, и надежды фанатов на воссоединение группы будут таять, а с уходом из жизни Vinnie Paul в 2018-м сгорят окончательно.
Black Label Society – ‘Stronger Than Death’ (18.04.2000)
Второй альбом гитариста, качка и просто хорошего человека Zakk Wylde. Southern отходит на второй план, в альбоме всё больше groovy риффов и техничных соло. Как обычно, Zakk всё делает сам: играет на гитаре, басу, клавишных, поёт, продюсирует и микширует. Разве что с ударными помог Phil ‘Philth’ Ondich,а так, можно сказать, это чисто сольный проект Zakk. Что, впрочем, не умаляет его достоинств. “13 Years Of Grief”, “Superterrorizer” и куча других песен исполняются почти на каждом концерте.
Running Wild – ‘Victory’ (18.04.2000)
Завершающий альбом трилогии о непримиримой борьбе добра и зла (всё как мы любим), начавшейся в 1995-м альбомом ‘Masquerade’ и продолжившейся в 1998-м ‘The Rivalry’. Музыкально, ‘Victory’ – всё тот же Heavy/Power/Speed Metal, смешанный в разных пропорциях. И, казалось бы, можно смело пройти мимо этого альбома, если бы не одно «но». У группы, создавшей и развивающей так называемый Pirate Metal в этом альбоме нет ни одной песни на пиратскую тематику. Зато есть кавер на песню “Revolution” группы The Beatles.
Papa Roach – ‘Infest’ (24.04.2000)
Второй альбом группы, принесший ей внезапную, казалось бы, но вполне заслуженную известность (если вдуматься). Ну а что: модный тогда звук, неплохое смешение рэпа и метала, и актуалочка в текстах. Это в следующем альбоме начнётся сопливое нытьё «она меня не любит» и всё вот это, а в ‘Infest’ группа зло поёт о депрессии и суициде (“Last Resort”), разрушенной семье (развод родителей глазами ребёнка – “Broken Home”) и пытается в одну песню уложить знаменитый “Бойцовский Клуб” Паланика (“Between Angels And Insects”). Молодо, зло, с толикой истерики и тяжёлым звуком; в общем, всё, что нужно было тогдашнему подростку в 2000-м (и автору этих строк тоже, если что). И, знаете, когда в разных странах мира включают “Last Resort”, и куча людей начинают петь эту песню – видимо, это что-то, да значит.
Guano Apes – ‘Don’t Give Me Names’ (02.05.2000)
В отличие от многих других групп, что куют железо пока горячо извините, на хайпе, Guano Apes пошли иным путём. В 1997-м выходит дебютник ‘Proud Like A God’, приносит группе популярность, и фэны, конечно, просят ещё. Но группа не торопится выпускать что попало, а скрупулёзно работает над новым материалом, записывает демо, и меняет студии. В результате получается отличная, крепкая работа, ничуть не хуже предшественника. Во всяком случае, “Big In Japan” вышла настолько прекрасной, что многие только спустя какое-то время узнали, что это – кавер на группу Alphaville. Но кроме него есть “No Speech”, “Dodel Up” и много чего другого. Через три года группа запишет ‘Walking On A Thin Line’ и замолчит на восемь лет.
Nightwish – ‘Wishmaster’ (29.05.2000)
Третий альбом группы, принесший ей мировую известность. Ну, во всяком случае, о группе заговорили даже те, кто был далёк от Symphonic и Power Metal. Звук становится жёстче, игра – техничнее, а композиции – однотипнее. Но вместе с тем есть и эпичные вещи: “Dead Boy’s Poem” и “FantasMic”. Однако, в целом, это всё ещё Power Metal с превалирующими клавишами. В следующем году в группу придёт Marko Hietala, группа начнёт отходить от привычного Power, а ещё через пять лет группа выкинет диву Tarja Turunen на мороз, но это уже совсем другая история.
Iron Maiden – ‘Brave New World’ (30.05.2000)
После двух, неплохих, в принципе, альбомов с Blaze Bayley, но плохо принятых критиками и фанами, в группу возвращаются Bruce Dickinson и Adrian Smith – теперь Iron Maiden играют в три гитары. Разумеется, новый альбом с Bruce должен был стать чем-то выдающимся, так и получилось: и группа старалась, и, видимо, звёзды удачно сошлись. Музыка стала больше тяготеть к Progressive Metal, но в основном это всё ещё Heavy Metal в лучшем своём проявлении. “The Wicker Man”, “Blood Brothers” и заглавная “Brave New World”, которые уже давно считаются классическими хитами группы – все они с этой пластинки. Название альбома – прямая отсылка к роману Олдоса Хаксли «О, Дивный Новый Мир», антиутопии про общество потребления, который в наше время гораздо ближе к реальности, чем Оруэлловский «1984» (впрочем, Китай умудряется объединить обе эти книги, но мы не об этом).
In Flames – ‘Clayman’ (20.07.2000)
Последний альбом «тех самых» «true» In Flames – Melodic Death Metal, за который группу полюбили, и возвращения которого требуют фанаты, потому что негоже так люто экспериментировать. Впрочем, мне кажется, группа вполне отдавала себе отчёт в том, что делает: недаром через два года на обложке ‘Reroute To Remain’ будет надпись “Fourteen songs of conscious insanity”. Но это будет только через два года, а пока что Anders Fridén гроулит и скримит, а Strömblad и Gelotte выдают интересные риффы. К слову, не вылезающая из головы неделями “Only For The Weak” тоже с этого альбома.
Apocalyptica – ‘Cult’ (28.09.2000)
Переломный альбом в истории группы: после ‘Plays Metallica By Four Cellos’ и ‘Inquisition Symphony’, это первый альбом, где Apocalyptica играет только свои композиции, без каверов. Также это первый альбом, в котором на музыку были написаны слова: “Path vol. 2” великолепно спела Sandra Nasič из Guano Apes, а “Hope vol. 2” спел Matthias Sayer из Farmer Boys. Потом в Apocalyptica можно будет услышать множество известных вокалистов, и это перестанет быть чем-то необычным, но в 2000-м это было интересно и свежо.
HammerFall – ‘Renegade’ (09.10.2000)
Рыцари без страха и упрёка Hammerfall продолжают гордо нести знамя Heavy и Power Metal, несмотря ни на что (достаточно пафосно вышло?). Третий альбом, мощный и мелодичный, как предыдушие два. Группа заметно окрепла, вокал Joacim Cans высокий и уверенный, а музыка всё такая же запоминающаяся и «на одном дыхании». Очень мощная и последовательная работа.
Limp Bizkit – ‘Chocolate Starfish And Hot Dog Flavored Water’ (17.10.2000)
Мы продолжаем продолжать, и на очереди у нас Limp Bizkit. В 2000-м группа достигла финала апогея своего творческого апофеоза, что вылилось в альбом с труднопроизносимым названием (ну или просто автор ленится его писать). Не, а чего: у Limp Bizkit очень хорошие продажи альбомов, туры, солдауты и активные ротации. Можно сказать, что в начале века группа, в некоторой степени, была «законодательницей моды» (ok, boomer). Благодаря MTV, “Rollin'”, “My Generation” и “Take A Look Around” не слышал только глухой, и то я что-то сомневаюсь в этом утверждении. Правда, быстрый взлёт обеспечил группе такое же быстрое падение: в следующем году группу покидает гитарист Wes Borland, альбом 2003-го ‘Results May Vary’ с гитаристом Mike Smith был откровенно слабым (хотя кавер “Behind Blue Eyes” продвигали очень активно), а потом группа вовсе распалась, воссоединившись только в 2009-м. Но это всё позже, а пока что ребята почивают на лаврах.
Linkin Park – ‘Hybrid Theory’ (24.10.2000)
Сейчас достаточно сложно писать что-то про ‘Hybrid Theory’ вообще, особенно на фоне смерти Chester Bennington. Но я всё же попробую, причём коротко: пять миллионов проданных копий только в США – это, кстати, дебютный альбом! Да, модный Rap Metal, простые риффы и куча электроники. Но вокал Chester в той же “Crawling” пробирал, особенно если слушатель был впечатлительным тинейджером (ну а как иначе). И ещё тексты песен, простые и понятные: о разочарованиях, последствиях неудачных отношений, о самокопании и снова о разводе родителей. А главное – это всё было спето искренне, и, как мне кажется, в этом главная заслуга ‘Hybrid Theory’.
Children Of Bodom – ‘Follow The Reaper’ (30.10.2000)
Третий альбом группы, музыкально продолжающий начатое в ‘Hatebreed’: низкий строй гитар, много клавишных, симфоничность и уход куда-то в Power Metal. Alexi Laiho молод, полон сил и гроулит как бешеный. По признанию многих критиков и фанатов, ‘Follow The Reaper’ – один из лучших альбомов Children Of Bodom. Через 19 лет, 15.12.2019-го Children Of Bodom сыграли свой последний концерт (во всяком случае, в том самом, привычном виде).
The Offspring – ‘Conspiracy Of One’ (14.11.2000)
Коммерческий успех ‘Americana’ повторить не очень удалось, но с другой стороны The Offspring, думаю, вполне отдавали себе в этом отчёт. В альбоме стало больше экспериментов со звуком: здесь теперь можно услышать не только Pop Punk, но и некоторые Grunge элементы, Ska и много чего другого. Причём, в отличие от предыдущей работы, к экспериментам подошли гораздо более последовательно, а не вставляли в альбом всё что есть, абы как, лишь бы было. Первый сингл “Original Prankster”, конечно, MTV-friendly, но с другой стороны здесь есть “One Fine Day”, “Come Out Swinging” и “Million Miles Away”. А ещё это – первый альбом, где появляется маскот группы, череп в огне.
Within Temptation – ‘Mother Earth’ (04.12.2000)
Второй альбом группы, совершивший очень резкий поворот в музыке Within Temptation. Группа отказалась от гроулинга и тёмного, готичного звучания – а ведь за это Within Temptation и полюбили. С другой стороны, музыка стала мелодичнее, появились намёки на симфоничность и некоторые кельтские мотивы. А вот голос Sharon Den Adel, к слову, мало поменялся за много лет: мне повезло увидеть Within Temptation на сцене в 2019-м, и миссис Den Adel всё так же легко берёт верхние ноты, как и 20 лет назад.
Rage Against The Machine – ‘Renegades’ (05.12.2000)
Последний альбом «рычагов». Даже не альбом, а сборник каверов. Вокалист Zack de la Rocha был настолько против выхода этого альбома, что ушёл из группы ещё до релиза. Впрочем, не случилось бы этого – не образовалась бы Audioslave, но мы забегаем на год вперёд. Итак, ‘Renegades’: сборник каверов на крайне разных исполнителей, от Bob Dylan и The Stooges до Cypress Hill и Afrika Bambaataa. Как обычно, Rage Against The Machine смешали Funk, Alternative, Rap и Metal. Но главная ценность альбома, да и группы в том, что для записи использовались только гитара, бас и ударные. Тем не менее, многие песни звучат гораздо интереснее и энергичнее, чем оригинал: сравните “Renegades Of Funk” от Afrika Bambaataa & The Soulsonic Force и кавер Rage Against The Machine.
20 альбомов подошли к концу, спасибо, что дочитали. Хочу напомнить, что это ни в коем случае не какой-нибултоп, а просто список, который ни на что не претендует (кроме, может быть, какой-то непонятной значимости), а является неким сентиментальным ностальгическим флешбэком.