20 альбомов, вышедших 20 лет назад (2000)

Ну что-ж, начался новый, 2020-й год, и мы, по традиции, предаёмся ностальгии. Всё просто: 20 альбомов, вышедших 20 лет назад, в хронологическом порядке. Вперёд в прошлое?

Therion‘Deggial’ (31.01.2000)
Девятый альбом группы, открывающий так называемую эру Ниеманнов – когда к Therion присоединились братья Johan и Kristian Niemann. Сказывается увлечение Chrisofer Johnsson классической оперой: Deggial’ являет собой Symphonic Metal, где акцент ставится на Symphonic. Оркестр играет главную роль, помимо струнных инструментов используются флейты, трубы и гобои. Вокальные партии исполнены оперными артистами. А вот гитары сведены к простым риффам, и служат больше для ритмической основы. Такие эксперименты далеко не всем слушателям и критикам пришлись по нраву, но, тем не менее, все отметили работу Hansi Kürsch (“Flesh Of The Gods”) и “O Fortuna” – кавер на знаменитую увертюру к “Carmina Burana”.

AC/DC‘Stiff Upper Lip’ (28.02.2000)
Четырнадцатый альбом группы, вышедший после четырёхлетнего перерыва. «Это должен был быть первозданный рок-н-ролл, который входил в основу нашей музыки. Это было нашим сюрпризом для поклонников, ведь такого звучания AC/DC уже давно никто не слышал» – рассказывал Малкольм Янг. Но ведь недаром существует шутка « –Вы записали 18 одинаковых альбомов… – Нет! Мы записали 19 одинаковых альбомов!». Да, звук Stiff Upper Lip’ несколько отличается от предыдущего альбома, но это вряд-ли на что-то кардинально влияет. В целом, это всё тот же рок’н’ролл, за который AC/DC любят, и не простят, если группа станет играть хоть немного другую музыку.

Disturbed‘The Sickness’ (07.03.2000)
Начнём с регалий: пять раз платиновый в Америке, платиновый в Канаде и Австралии, золотой в Англии, дебютный альбом Disturbed (и самый успешный альбом группы на сегодняшний день). Музыка тяготеет к модному тогда Nu Metal, но всё-таки отличается от легиона групп, играющих «мазафаку». Куча хитов, исполняемых на практически каждом концерте: “Voices”, “The Game”, “Stupify”, а ещё отличный кавер на песню группы Tears For Fears “Shout 2000”. И, конечно же, “Down With The Sickness” – всем ow-wah-ah-ah-ah!

Dio‘Magica’ (21.03.2000)
Восьмой альбом группы Dio, рассказывающий историю планеты “Blessing”. Сам Ronnie James Dio рассказывал так: «Я писал альбом от имени зла, потому что я всегда старался писать от имени анти-героев. Множество людей не думают в таком ключе, поэтому у тебя есть гораздо больше свободы в создании. Конец я тоже оставил неоднозначным, потому что зло – вечно, а добро не всегда одерживает победу. Это – универсальный баланс». В Dio вернулся Craig Goldy, и группа возвращается к своему «классическому» звучанию. В планах у группы было продолжить сагу альбомами Magica II’ и Magica III’, но этому не суждено было сбыться: 16-го мая 2010-го Ronnie James Dio проиграл в борьбе с раком.

Pantera‘Reinventing The Steel’ (21.03.2000)
Последний альбом легендарной группы. Всё тот же Groove Metal, по звучанию ближе к ‘Vulgar Display Of Power’ чем ‘The Great Southern Trendkill’. Название альбома является отсылкой к альбому  Judas Priest 1980-го  года British Still’ – в 2000-м, когда Nu и Alternative Metal были на пике своей популярности, Pantera оставались верны себе и не изменяли музыку в сторону коммерции. В альбоме можно услышать соло Kerry King в “Goddamn Electric” и, конечно, “Revolution Is My Name”. Через три года группа объявит о распаде, Phil Anselmo с головой уходит в свои проекты (и кучу проблем), а Dimebag Darell и Vinnie Paul основывают Damage Plan. В 2004-м Dimebag будет застрелен прямо на сцене, и надежды фанатов на воссоединение группы будут таять, а с уходом из жизни Vinnie Paul в 2018-м сгорят окончательно.

Black Label Society‘Stronger Than Death’ (18.04.2000)
Второй альбом гитариста, качка и просто хорошего человека Zakk Wylde. Southern отходит на второй план, в альбоме всё больше groovy риффов и техничных соло. Как обычно, Zakk всё делает сам: играет на гитаре, басу, клавишных, поёт, продюсирует и микширует. Разве что с ударными помог Phil ‘Philth’ Ondich,а так, можно сказать, это чисто сольный проект Zakk. Что, впрочем, не умаляет его достоинств. “13 Years Of Grief”, “Superterrorizer” и куча других песен исполняются почти на каждом концерте.

Running Wild‘Victory’ (18.04.2000)
Завершающий альбом трилогии о непримиримой борьбе добра и зла (всё как мы любим), начавшейся в 1995-м альбомом Masquerade’ и продолжившейся в 1998-м The Rivalry’. Музыкально, Victory’ – всё тот же Heavy/Power/Speed Metal, смешанный в разных пропорциях. И, казалось бы, можно смело пройти мимо этого альбома, если бы не одно «но». У группы, создавшей и развивающей так называемый Pirate Metal в этом альбоме нет ни одной песни на пиратскую тематику. Зато есть кавер на песню “Revolution” группы The Beatles.

Papa Roach‘Infest’ (24.04.2000)
Второй альбом группы, принесший ей внезапную, казалось бы, но вполне заслуженную известность (если вдуматься). Ну а что: модный тогда звук, неплохое смешение рэпа и метала, и актуалочка в текстах. Это в следующем альбоме начнётся сопливое нытьё «она меня не любит» и всё вот это, а в Infest’ группа зло поёт о депрессии и суициде (“Last Resort”), разрушенной семье (развод родителей глазами ребёнка – “Broken Home”) и пытается в одну песню уложить знаменитый “Бойцовский Клуб” Паланика (“Between Angels And Insects”). Молодо, зло, с толикой истерики и тяжёлым звуком; в общем, всё, что нужно было тогдашнему подростку в 2000-м (и автору этих строк тоже, если что). И, знаете, когда в разных странах мира включают “Last Resort”, и куча людей начинают петь эту песню – видимо, это что-то, да значит.

Guano Apes‘Don’t Give Me Names’ (02.05.2000)
В отличие от многих других групп, что куют железо пока горячо извините, на хайпе, Guano Apes пошли иным путём. В 1997-м выходит дебютник Proud Like A God’, приносит группе популярность, и фэны, конечно, просят ещё. Но группа не торопится выпускать что попало, а скрупулёзно работает над новым материалом, записывает демо, и меняет студии. В результате получается отличная, крепкая работа, ничуть не хуже предшественника.  Во всяком случае, “Big In Japan” вышла настолько прекрасной, что многие только спустя какое-то время узнали, что это – кавер на группу Alphaville. Но кроме него есть “No Speech”, “Dodel Up” и много чего другого. Через три года группа запишет Walking On A Thin Line’ и замолчит на восемь лет.

Nightwish‘Wishmaster’ (29.05.2000)
Третий альбом группы, принесший ей мировую известность. Ну, во всяком случае, о группе заговорили даже те, кто был далёк от Symphonic и Power Metal. Звук становится жёстче, игра – техничнее, а композиции – однотипнее. Но вместе с тем есть и эпичные вещи: “Dead Boy’s Poem” и “FantasMic”. Однако, в целом, это всё ещё Power Metal с превалирующими клавишами. В следующем году в группу придёт Marko Hietala, группа начнёт отходить от привычного Power, а ещё через пять лет группа выкинет диву Tarja Turunen на мороз, но это уже совсем другая история.

Iron Maiden‘Brave New World’ (30.05.2000)
После двух, неплохих, в принципе, альбомов с Blaze Bayley, но плохо принятых критиками и фанами, в группу возвращаются Bruce Dickinson и Adrian Smith – теперь Iron Maiden играют в три гитары. Разумеется, новый альбом с Bruce должен был стать чем-то выдающимся, так и получилось: и группа старалась, и, видимо, звёзды удачно сошлись. Музыка стала больше тяготеть к Progressive Metal, но в основном это всё ещё Heavy Metal в лучшем своём проявлении. “The Wicker Man”, “Blood Brothers” и заглавная “Brave New World”, которые уже давно считаются классическими хитами группы – все они с этой пластинки. Название альбома – прямая отсылка к роману Олдоса Хаксли «О, Дивный Новый Мир», антиутопии про общество потребления, который в наше время гораздо ближе к реальности, чем Оруэлловский «1984» (впрочем, Китай умудряется объединить обе эти книги, но мы не об этом).

In Flames‘Clayman’ (20.07.2000)
Последний альбом «тех самых» «true» In Flames – Melodic Death Metal, за который группу полюбили, и возвращения которого требуют фанаты, потому что негоже так люто экспериментировать. Впрочем, мне кажется, группа вполне отдавала себе отчёт в том, что делает: недаром через два года на обложке Reroute To Remain’ будет надпись “Fourteen songs of conscious insanity”. Но это будет только через два года, а пока что Anders Fridén гроулит и скримит, а Strömblad и Gelotte выдают интересные риффы. К слову, не вылезающая из головы неделями “Only For The Weak” тоже с этого альбома.

Apocalyptica‘Cult’ (28.09.2000)
Переломный альбом в истории группы: после Plays Metallica By Four Cellos’ и Inquisition Symphony’, это первый альбом, где Apocalyptica играет только свои композиции, без каверов. Также это первый альбом, в котором на музыку были написаны слова: “Path vol. 2” великолепно спела Sandra Nasič из Guano Apes, а “Hope vol. 2” спел Matthias Sayer из Farmer Boys. Потом в Apocalyptica можно будет услышать множество известных вокалистов, и это перестанет быть чем-то необычным, но в 2000-м это было интересно и свежо.

HammerFall‘Renegade’ (09.10.2000)
Рыцари без страха и упрёка Hammerfall продолжают гордо нести знамя Heavy и Power Metal, несмотря ни на что (достаточно пафосно вышло?). Третий альбом, мощный и мелодичный, как предыдушие два. Группа заметно окрепла, вокал Joacim Cans высокий и уверенный, а музыка всё такая же запоминающаяся и «на одном дыхании». Очень мощная и последовательная работа.

Limp Bizkit‘Chocolate Starfish And Hot Dog Flavored Water’ (17.10.2000)
Мы продолжаем продолжать, и на очереди у нас Limp Bizkit. В 2000-м группа достигла финала апогея своего творческого апофеоза, что вылилось в альбом с труднопроизносимым названием (ну или просто автор ленится его писать). Не, а чего: у Limp Bizkit очень хорошие продажи альбомов, туры, солдауты и активные ротации. Можно сказать, что в начале века группа, в некоторой степени, была «законодательницей моды» (ok, boomer). Благодаря MTV, “Rollin'”, “My Generation” и “Take A Look Around” не слышал только глухой, и то я что-то сомневаюсь в этом утверждении. Правда, быстрый взлёт обеспечил группе такое же быстрое падение: в следующем году группу покидает гитарист Wes Borland, альбом 2003-го ‘Results May Vary’ с гитаристом Mike Smith был откровенно слабым (хотя кавер “Behind Blue Eyes” продвигали очень активно), а потом группа вовсе распалась, воссоединившись только в 2009-м. Но это всё позже, а пока что ребята почивают на лаврах.

Linkin Park‘Hybrid Theory’ (24.10.2000)
Сейчас достаточно сложно писать что-то про Hybrid Theory’ вообще, особенно на фоне смерти Chester Bennington. Но я всё же попробую, причём коротко: пять миллионов проданных копий только в США – это, кстати, дебютный альбом! Да, модный Rap Metal, простые риффы и куча электроники. Но вокал Chester в той же “Crawling” пробирал, особенно если слушатель был впечатлительным тинейджером (ну а как иначе). И ещё тексты песен, простые и понятные: о разочарованиях, последствиях неудачных отношений, о самокопании и снова о разводе родителей. А главное – это всё было спето искренне, и, как мне кажется, в этом главная заслуга Hybrid Theory’.

Children Of Bodom‘Follow The Reaper’ (30.10.2000)
Третий альбом группы, музыкально продолжающий начатое в Hatebreed’: низкий строй гитар, много клавишных, симфоничность и уход куда-то в Power Metal. Alexi Laiho молод, полон сил и гроулит как бешеный. По признанию многих критиков и фанатов, Follow The Reaper’ – один из лучших альбомов Children Of Bodom. Через 19 лет, 15.12.2019-го Children Of Bodom сыграли свой последний концерт (во всяком случае, в том самом, привычном виде).

The Offspring‘Conspiracy Of One’ (14.11.2000)
Коммерческий успех Americana’ повторить не очень удалось, но с другой стороны The Offspring, думаю, вполне отдавали себе в этом отчёт. В альбоме стало больше экспериментов со звуком: здесь теперь можно услышать не только Pop Punk, но и некоторые Grunge элементы, Ska и много чего другого. Причём, в отличие от предыдущей работы, к экспериментам подошли гораздо более последовательно, а не вставляли в альбом всё что есть, абы как, лишь бы было. Первый сингл “Original Prankster”, конечно, MTV-friendly, но с другой стороны здесь есть “One Fine Day”, “Come Out Swinging” и “Million Miles Away”. А ещё это – первый альбом, где появляется маскот группы, череп в огне.

Within Temptation‘Mother Earth’ (04.12.2000)

Второй альбом группы, совершивший очень резкий поворот в музыке Within Temptation. Группа отказалась от гроулинга и тёмного, готичного звучания – а ведь за это Within Temptation и полюбили. С другой стороны, музыка стала мелодичнее, появились намёки на симфоничность и некоторые кельтские мотивы. А вот голос Sharon Den Adel, к слову, мало поменялся за много лет: мне повезло увидеть Within Temptation на сцене в 2019-м, и миссис Den Adel всё так же легко берёт верхние ноты, как и 20 лет назад.

Rage Against The Machine‘Renegades’ (05.12.2000)
Последний альбом «рычагов». Даже не альбом, а сборник каверов. Вокалист Zack de la Rocha был настолько против выхода этого альбома, что ушёл из группы ещё до релиза. Впрочем, не случилось бы этого – не образовалась бы Audioslave, но мы забегаем на год вперёд. Итак, Renegades’: сборник каверов на крайне разных исполнителей, от Bob Dylan и The Stooges до Cypress Hill и Afrika Bambaataa. Как обычно, Rage Against The Machine смешали Funk, Alternative, Rap и Metal. Но главная ценность альбома, да и группы в том, что для записи использовались только гитара, бас и ударные. Тем не менее, многие песни звучат гораздо интереснее и энергичнее, чем оригинал: сравните “Renegades Of Funk” от Afrika Bambaataa & The Soulsonic Force и кавер Rage Against The Machine.

20 альбомов подошли к концу, спасибо, что дочитали. Хочу напомнить, что это ни в коем случае не какой-нибултоп, а просто список, который ни на что не претендует (кроме, может быть, какой-то непонятной значимости), а является неким сентиментальным ностальгическим флешбэком.