Отвратительный 2020-й закончился, наконец-то, и можно с осторожной надеждой взглянуть в 2021-й. Ну а Daily, как всегда, продолжает ежегодную рубрику «20 альбомов вышедших 20 лет назад».
Сказать честно, я хотел написать что-то хорошее про 2001-й, но даже если просто открыть статью на википедии, можно найти зашкаливающее количество терактов. Да, XXI-й век ознаменовался грохотом падающих башен-близнецов ВТО, и это самый громкий случай, но далеко не единственный, к сожалению. Ну а в целом что: вышли Pentium 4 – последнее поколение одноядерных процессоров и Windows XP, которую до сих пор некоторые вспоминают добрыми словами за стабильность (но не первую версию, конечно). Нил Гейман написал «Американские Боги», Стивен Кинг – «Ловец Снов», а этот мир покинули George Harrison и Chuck Shuldiner.
Что же до музыки, то в марте 2001-го года федеральный окружной суд завершает дело Metallica vs Napster в пользу первых – это, разумеется, вызывает огромный резонанс, а в исторической перспективе это можно считать отправной точкой цифрового формата музыки, стриминга и прочего.
Вместе с тем, ничто не стоит на месте, альбомы продолжают выходить, а мы продолжаем вспоминать, что слушали 20 лет назад. Вот прямо в хронологическом порядке.
Avantasia – ‘The Metal Opera’ (22.01.2001)
Амбициозный проект вокалиста Edguy, Tobias Sammet: куча приглашённых известных вокалистов и не менее именитых инструменталистов и весьма интересная история (особенно если слушатель любит фэнтези). Получилось очень симфонично и было использовано множество оперных элементов – вторая часть, что выйдет в следующем году, будет уже напоминать типичный Power. Также Tobias хотел пригласить для записи Ronnie James Dio, но тот отказался. Ну а вообще именно с ‘The Metal Opera’ началась мода на метал-оперы (пардон за тавтологию) по всему миру.
Paradise Lost – ‘Believe In Nothing’ (26.02.2001)
Тут лучше всего процитировать Nick Holmes: «Нам никогда не нравился продакшн этого альбома. […] Нас очень смущало множество вещей вокруг ‘Believe In Nothing’; мы все принипали лекарства, я сидел на жёстких анти-депрессантах, и, честно говоря, не очень представляю, что творилось с нами в это время. Вообще, начиная с ‘Host’ и до ‘Believe In Nothing’ мы находились а дилемме и не понимали куда двигаться дальше». К слову, это был мой первый альбом Paradise Lost, и я рад, что познакомился с группой именно через него – как минимум, я избежал разочарования.
Opeth – ‘Blackwater Park’ (12.03.2001)
Пятый альбом Opeth, безусловно великолепный во всех отношениях – риффы, вокал (всё ещё гроул), мелодичность и отличное написание песен; в общем, шедевр по мнению многих, в том числе и самой группы. Именно этот альбом позволил группе вырваться из андеграунда и поехать в своё первое мировое турне (впрочем, это случилось ещё благодаря продюсеру Steven Willson и новому лейблу). Но как бы там ни было, ‘Blackwater Park’ прекрасен, и за него группе можно простить многое.
Rammstein – ‘Mutter’ (02.04.2001)
Альбом, который окончательно закрепил Rammstein на олимпе – именно после этого альбома о группе заговорили абсолютно все, даже те, кто не имеет отношения к тяжёлой музыке. На фоне чуть ли не танцевального ‘Sehnsucht’ этот альбом выглядел мрачнее, готичнее, тяжелее и монументальнее. Да что говорить: покажите мне хоть одного металхэда, который не слышал этого альбома! Через три года выйдет хороший ‘Reise Reise’, но переплюнуть ‘Mutter’ ему, конечно, не удастся.
Fear Factory – ‘Digimortal’ (24.04.2001)
Последняя часть концептуальной трилогии о противостоянии людей и машин, которая началась ‘Demanufacture’ и продолжилась в ‘Obsolete’. Музыка стала не мягче (как-то это слово не ассоциируется с Fear Factory), но мелодичнее и это, по-видимому, тоже сыграло свою роль – коммерчески альбом не был успешным, да и реакция фанов на него тоже была смешанной. Их тоже можно понять: если “Invisible Wounds” пусть и баллада, но хотя бы красивая и мощная, то Rapcore “Back The Fuck Up”, спетый вместе с B-Real – вообще не то, что ожидалось от такой группы. ‘Digimortal’ стал последним альбомом для Dino Cazares в составе Fear Factory: в 2001-м он уйдёт из группы и вернётся только в 2009-м. Ну а в сентябре 2020-го Burton C. Bell заявил, что покидает группу.
Arch Enemy – ‘Wages Of Sin’ (25.04.2001)
Первый альбом, в котором поёт секс-символ Melodic Death Metal, Angela Gossow, отчего к группе тогда был повышенный интерес: чуть ли не первая девушка, которая использует экстрим-вокал (или, скажем, явно не первая, но очень заметная). Впрочем, кроме вокала, музыка здесь тоже на высоте. Спустя короткое время голос Angela окрепнет окончательно, и эта бестия до 2014-го будет радовать фанатов, после чего сконцентрируется на менеджерской работе, порекомендовав вместо себя не менее эффектную синевласку Alissa White-Gluz.
Amon Amarth – ‘The Crusher’ (08.05.2001)
Третий альбом эпичных викингов, и самый агрессивный на тот момент. По-прежнему гроул, двойные бочки, мощный гитарный звук и запредельная эпичность в текстах. Тут должен был быть призыв хватать свой боевой топор и рогатый шлем, но давайте лучше не надо.
Tool – ‘Lateralus’ (15.05.2001)
Замороченный, сложный, постоянно меняющий темп и наполненный множеством необычных, а временами откровенно странных элементов (как песнопения буддистских монахов сымитированных с помощью семплированного дыхания через трубу). ‘Lateralus’ наполнен символизмом – числа Фибоначчи, золотое сечение и спирали, всё это настолько вписано в музыку, что требуются немалые и разносторонние знания, чтобы всё это найти и расшифровать. Эта «монолитная головоломка», по меткому замечанию одного из критиков, вошла в топ-50 лучших Progressive альбомов, а в следующем году Tool получат Грэмми.
Megadeth – ‘The World Needs A Hero’ (15.05.2001)
После многочисленных музыкальных экспериментов (которые были в некоторой степени самоубийственными для Megadeth), группа возвращается в Thrash Metal. Медленно, не очень элегантно, и тем не менее тенденция намечается. На обложку вернулся маскот группы Vic Rattlehead, вылезающий из трупа, а в музыке появляется жёсткость и скорость. Тем не менее, здесь есть и несколько личных песен – “1000 Times Goodbye” и “Burning Bridges”,а “Return To Hangar” является сиквелом “Hangar 18”. После этого альбома Dave Ellefson покинет группу до 2010-го, а в 2002-м у Dave Mustaine обнаружится травма руки, и он на пару лет распустит группу.
Blue Öyster Cult – ‘Curse Of The Hidden Mirrors’ (05.06.2001)
В 2001-м у Blue Öyster Cult выходит сразу два релиза – сборник ‘St. Cecilia: The Elektra Recordings’ и новый, 14-й альбом ‘Curse Of The Hidden Mirrors’, который был плохо принят всеми, ужасно продавался и в результате группа ссорится с выпускающим лейблом и замолкает на 19 лет. Конечно, были живые выступления, концерты и всё такое, но только в 2020-м группа сподобилась выпустить свою 15-ю пластинку ‘The Symbol Remains’. Что ж, не самый плохой исход.
Judas Priest – ‘Demolition’ (16.07.2001)
Последний альбом Judas Priest с Tim “Ripper” Owens. Группа честно пыталась прислушаться к отзывам фанов после ‘Jugulator’ и создать «классический Judas Priest» c современным звуком, но что-то, как всегда, пошло не так. И шло до возвращения Rob Halford – следующий альбом ‘Angel Of Retribution’ будет принят всеми гораздо лучше. И ведь не скажешь, что группа ничего не делала – они экспериментировали, как со звучанием, так и с жанром, пытались привнести что-то новое, но, видимо, нужно было именно возвращение Rob, а не всё вот это.
System Of A Down – ‘Toxicity’ (04.09.2001)
До сих пор помню хвалебную рецензию в NME, где было написано что-то типа «System Of A Down вскрыли красивую плитку, обнажив гниющие вены Америки» (ну или что-то подобное) – интересно, что сказал бы этот автор через неделю? В любом случае, именно с этого альбома о System Of A Down узнали все: “Chop Suey” крутился по MTV без перерыва, позже сменившись на “Toxicity”. Молодой Serj орёт, будто его прижигают расплавленным металлом, тяжёлый звук новаторски (по тем временам) сочетается с армянскими мотивами, ну и злободневные политические тексты, разумеется – куда без них? They try to build a prison!
P.O.D. – ‘Satellite’ (11.09.2001)
Казалось бы, христианская Nu-Metal/Rapcore группа, ну что в этом такого ценного и достойного упоминания? Ностальгия, отвечу я вам, и те, которым за 30 со мной согласятся. И дело, возможно, не в агрессивной ротации группы по разным каналам в те годы, а в самом посыле песен: “Alive” – светлый подростковый гимн, направленный на созидание, а “Youth Of The Nation” посвящён шутингу в школах и подростковым самоубийствам. Кто-то может резонно возразить, что всё это – конъюктура тех лет, направленная исключительно на продажу детям и подросткам их собственных эмоций и переживаний, и у меня не будет много чего ответить им. Разве что поставить ещё раз “Youth Of The Nation” и посмотреть на его лицо.
Slayer – ‘God Hates Us All’ (11.09.2001)
Через три года после выхода экспериментального ‘Diabolus in Musica’ Slayer возвращаются к своему привычному звучанию, пытаясь сделать его ещё более мощным и агрессивным – используют семиструнные гитары и понижают строй. Вышло хорошо, особенно по сравнению с предыдущим альбомом, и некоторые критики поспешили объявить ‘God hates Us All’ «самой мощной и брутальной работой со времён ‘Reign In Blood’» (как бы да, но нет). Также этот альбом стал последним для Paul Bostaph – после записи уже в туре в поддержку альбома его сменит Dave Lombardo но в 2013-м случится обратная рокировка, и Paul вернётся в Slayer.
Kreator – ‘Violent Revolution’ (25.09.2001)
После многочисленных экспериментов Kreator возвращаются к изначальному Thrash Metal, при этом ещё используя некоторые Melodic Death элементы. Получилось мощно и быстро, чему старые фаны были только рады. Также ‘Violent Revolution’ – первый альбом с гитаристом Sami Yli-Sirniö, который играет в Kreator до сих пор.
Tenacious D – ‘Tenacious D’ (25.09.2001)
Первый альбом дуэта Jack Black и Kyle Gass – вульгарного, сатирического, издевательского и всё же смешного. Слава пришла к группе после одноимённого сериала, а потом они решили записать альбом. Клип, нарисованный в Flesh “Fuck Her Gently” я до сих пор помню – он вирально распространялся среди не очень многочисленных тогда пользователей интернета. Через два года Tenacious D снимут свой фильм «Tenacious D and The Pick Of Destiny», и обретут вечную славу среди металхэдов. This is just a tribute!
Therion – ‘Secret Of The Runes’ (08.10.2001)
С середины 90-х до начала 2000-х Therion выпускали по альбому в год – золотые были времена, и на ‘Secret Of The Runes’ эта славная традиция, к сожалению, заканчивается. Но как это сделано! Концептуальный альбом, посвящённый девяти мирам скандинавской мифологии, песни на немецком, шведском и английском, симфоничность, и множество прекрасных вокалистов. В качестве бонуса в альбоме имеются два кавера: “Crying Days” Scorpions и “Summer Night City” Abba (последний – шедеврален).
Emperor – ‘Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise’ (21.10.2001)
Последний на сегодняшний день полноформатный альбом Emperor и самый, пожалуй, сложный альбом в небольшой дискографии группы, как технически, так и по содержанию. Музыка стремительно уходит в Progressive Metal, сохраняя, конечно, Black-составляющую, что позволило ‘Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise’ получить в 2001-м норвежский Грэмми за лучший альбом. Через два года Emperor выпустят сборник, будут расходиться и воссоединяться для живых выступлений, однако новых песен от них больше не будет.
Sodom – ‘M-16‘ (22.10.2001)
Ещё одни легенды немецкого Thrash Metal открывают XXI-й век своим 10-м альбомом. В отличие от упомянутых Kreator, дядя Tom Angelripper не был склонен к экспериментам, и выдал концептуальный альбом про Вьетнамскую войну, названный коротко и лаконично. Куча отсылок, солдатских историй и прочих вещей, в очередной раз доносящих простую истину, о которой многие забывают: война – это ад. Любите запах напалма по утрам?
Rob Zombie – ‘The Sinister Urge’ (13.11.2001)
Второй альбом любителя фильмов ужасов Rob Zombie, названный, кстати, так же, как и криминальная драма 1961-го года. Смесь Industrial и Alternative вкупе с внешним видом музыкантов и отличными шоу пришлась народу по вкусу, а в записи принимали участие Kerry King и Ozzy Osbourne.
Bonus:
Andrew W.K. – ‘I Get Wet’ (13.11.2001)
Исключительно потому что главная песня с этого альбома практически сразу стала мемом (в те годы ещё не было такого понятия, а мемы были), периодически воскрешаемым до сих пор. Всем патихард!