20 альбомов, вышедших 20 лет назад (2001)

Отвратительный 2020-й закончился, наконец-то, и можно с осторожной надеждой взглянуть в 2021-й. Ну а Daily, как всегда, продолжает ежегодную рубрику «20 альбомов вышедших 20 лет назад».

Сказать честно, я хотел написать что-то хорошее про 2001-й, но даже если просто открыть статью на википедии, можно найти зашкаливающее количество терактов. Да, XXI-й век ознаменовался грохотом падающих башен-близнецов ВТО, и это самый громкий случай, но далеко не единственный, к сожалению. Ну а в целом что: вышли Pentium 4 – последнее поколение одноядерных процессоров и Windows XP, которую до сих пор некоторые вспоминают добрыми словами за стабильность (но не первую версию, конечно). Нил Гейман написал «Американские Боги», Стивен Кинг – «Ловец Снов», а этот мир покинули George Harrison и Chuck Shuldiner.

Что же до музыки, то в марте 2001-го года федеральный окружной суд завершает дело Metallica vs Napster в пользу первых – это, разумеется, вызывает огромный резонанс, а в исторической перспективе это можно считать отправной точкой цифрового формата музыки, стриминга и прочего.

Вместе с тем, ничто не стоит на месте, альбомы продолжают выходить, а мы продолжаем вспоминать, что слушали 20 лет назад. Вот прямо в хронологическом порядке.

Avantasia ‘The Metal Opera’ (22.01.2001)
Амбициозный проект вокалиста Edguy, Tobias Sammet: куча приглашённых известных вокалистов и не менее именитых инструменталистов и весьма интересная история (особенно если слушатель любит фэнтези). Получилось очень симфонично и было использовано множество оперных элементов – вторая часть, что выйдет в следующем году, будет уже напоминать типичный Power. Также Tobias хотел пригласить для записи Ronnie James Dio, но тот отказался. Ну а вообще именно с The Metal Opera’ началась мода на метал-оперы (пардон за тавтологию) по всему миру.

Paradise Lost ‘Believe In Nothing’ (26.02.2001)
Тут лучше всего процитировать Nick Holmes: «Нам никогда не нравился продакшн этого альбома. […] Нас очень смущало множество вещей вокруг ‘Believe In Nothing’; мы все принипали лекарства, я сидел на жёстких анти-депрессантах, и, честно говоря, не очень представляю, что творилось с нами в это время. Вообще, начиная с ‘Host’ и до ‘Believe In Nothing’ мы находились а дилемме и не понимали куда двигаться дальше». К слову, это был мой первый альбом Paradise Lost, и я рад, что познакомился с группой именно через него – как минимум, я избежал разочарования.

Opeth ‘Blackwater Park’ (12.03.2001)
Пятый альбом Opeth, безусловно великолепный во всех отношениях – риффы, вокал (всё ещё гроул), мелодичность и отличное написание песен; в общем, шедевр по мнению многих, в том числе и самой группы. Именно этот альбом позволил группе вырваться из андеграунда и поехать в своё первое мировое турне (впрочем, это случилось ещё благодаря продюсеру Steven Willson и новому лейблу). Но как бы там ни было, Blackwater Park’ прекрасен, и за него группе можно простить многое.

Rammstein ‘Mutter’ (02.04.2001)
Альбом, который окончательно закрепил Rammstein на олимпе – именно после этого альбома о группе заговорили абсолютно все, даже те, кто не имеет отношения к тяжёлой музыке. На фоне чуть ли не танцевального Sehnsucht’ этот альбом выглядел мрачнее, готичнее, тяжелее и монументальнее. Да что говорить: покажите мне хоть одного металхэда, который не слышал этого альбома! Через три года выйдет хороший Reise Reise’, но переплюнуть Mutter’ ему, конечно, не удастся.

Fear Factory ‘Digimortal’ (24.04.2001)
Последняя часть концептуальной трилогии о противостоянии  людей и машин, которая началась Demanufacture’ и продолжилась в Obsolete’. Музыка стала не мягче (как-то это слово не ассоциируется с Fear Factory), но мелодичнее и это, по-видимому, тоже сыграло свою роль – коммерчески альбом не был успешным, да и реакция фанов на него тоже была смешанной. Их тоже можно понять: если “Invisible Wounds” пусть и баллада, но хотя бы красивая и мощная, то Rapcore “Back The Fuck Up”, спетый вместе с B-Real – вообще не то, что ожидалось от такой группы. Digimortal’ стал последним альбомом для Dino Cazares в составе Fear Factory: в 2001-м он уйдёт из группы и вернётся только в 2009-м. Ну а в сентябре 2020-го Burton C. Bell заявил, что покидает группу.

Arch Enemy ‘Wages Of Sin’ (25.04.2001)
Первый альбом, в котором поёт секс-символ Melodic Death Metal, Angela Gossow, отчего к группе тогда был повышенный интерес: чуть ли не первая девушка, которая использует экстрим-вокал (или, скажем, явно не первая, но очень заметная). Впрочем, кроме вокала, музыка здесь тоже на высоте. Спустя короткое время голос Angela окрепнет окончательно, и эта бестия до 2014-го будет радовать фанатов, после чего сконцентрируется на менеджерской работе, порекомендовав вместо себя не менее эффектную синевласку Alissa White-Gluz.

Amon Amarth ‘The Crusher’ (08.05.2001)
Третий альбом эпичных викингов, и самый агрессивный на тот момент. По-прежнему гроул, двойные бочки, мощный гитарный звук и запредельная эпичность в текстах. Тут должен был быть призыв хватать свой боевой топор и рогатый шлем, но давайте лучше не надо.

Tool ‘Lateralus’ (15.05.2001)
Замороченный, сложный, постоянно меняющий темп и наполненный множеством необычных, а временами откровенно странных элементов (как песнопения буддистских монахов сымитированных с помощью семплированного дыхания через трубу). Lateralus’ наполнен символизмом – числа Фибоначчи, золотое сечение и спирали, всё это настолько вписано в музыку, что требуются немалые и разносторонние знания, чтобы всё это найти и расшифровать. Эта «монолитная головоломка», по меткому замечанию одного из критиков, вошла в топ-50 лучших Progressive альбомов, а в следующем году Tool получат Грэмми.

Megadeth ‘The World Needs A Hero’ (15.05.2001)
После многочисленных музыкальных экспериментов (которые были в некоторой степени самоубийственными для Megadeth), группа возвращается в Thrash Metal. Медленно, не очень элегантно, и тем не менее тенденция намечается. На обложку вернулся маскот группы Vic Rattlehead, вылезающий из трупа, а в музыке появляется жёсткость и скорость. Тем не менее, здесь есть и несколько личных песен – “1000 Times Goodbye” и “Burning Bridges”,а “Return To Hangar” является сиквелом “Hangar 18”. После этого альбома Dave Ellefson покинет группу до 2010-го, а в 2002-м у Dave Mustaine обнаружится травма руки, и он на пару лет распустит группу.

Blue Öyster Cult ‘Curse Of The Hidden Mirrors’ (05.06.2001)
В 2001-м у Blue Öyster Cult  выходит сразу два релиза – сборник St. Cecilia: The Elektra Recordings’ и новый, 14-й альбом Curse Of The Hidden Mirrors’, который был плохо принят всеми, ужасно продавался и в результате группа ссорится с выпускающим лейблом и замолкает на 19 лет. Конечно, были живые выступления, концерты и всё такое, но только в 2020-м группа сподобилась выпустить свою 15-ю пластинку The Symbol Remains’. Что ж, не самый плохой исход.

Judas Priest ‘Demolition’ (16.07.2001)
Последний альбом Judas Priest с Tim “Ripper” Owens. Группа честно пыталась прислушаться к отзывам фанов после Jugulator’ и создать «классический Judas Priest» c современным звуком, но что-то, как всегда, пошло не так. И шло до возвращения Rob Halford – следующий альбом Angel Of Retribution’ будет принят всеми гораздо лучше. И ведь не скажешь, что группа ничего не делала – они экспериментировали, как со звучанием, так и с жанром, пытались привнести что-то новое, но, видимо, нужно было именно возвращение Rob, а не всё вот это.

System Of A Down ‘Toxicity’ (04.09.2001)
До сих пор помню хвалебную рецензию в NME, где было написано что-то типа «System Of A Down вскрыли красивую плитку, обнажив гниющие вены Америки» (ну или что-то подобное) – интересно, что сказал бы этот автор через неделю? В любом случае, именно с этого альбома о System Of A Down узнали все: “Chop Suey” крутился по MTV без перерыва, позже сменившись на “Toxicity”. Молодой Serj орёт, будто его прижигают расплавленным металлом, тяжёлый звук новаторски (по тем временам) сочетается с армянскими мотивами, ну и злободневные политические тексты, разумеется – куда без них? They try to build a prison!

P.O.D. ‘Satellite’ (11.09.2001)
Казалось бы, христианская Nu-Metal/Rapcore группа, ну что в этом такого ценного и достойного упоминания? Ностальгия, отвечу я вам, и те, которым за 30 со мной согласятся. И дело, возможно, не в агрессивной ротации группы по разным каналам в те годы, а в самом посыле песен: “Alive” – светлый подростковый гимн, направленный на созидание, а “Youth Of The Nation” посвящён шутингу в школах и подростковым самоубийствам. Кто-то может резонно возразить, что всё это – конъюктура тех лет, направленная исключительно на продажу детям и подросткам их собственных эмоций и переживаний, и у меня не будет много чего ответить им. Разве что поставить ещё раз “Youth Of The Nation” и посмотреть на его лицо.

Slayer ‘God Hates Us All’ (11.09.2001)
Через три года после выхода экспериментального Diabolus in Musica’ Slayer возвращаются к своему привычному звучанию, пытаясь сделать его ещё более мощным и агрессивным – используют семиструнные гитары и понижают строй. Вышло хорошо, особенно по сравнению с предыдущим альбомом, и некоторые критики поспешили объявить God hates Us All’ «самой мощной и брутальной работой со времён Reign In Blood’» (как бы да, но нет). Также этот альбом стал последним для Paul Bostaph – после записи уже в туре в поддержку альбома его сменит Dave Lombardo но в 2013-м случится обратная рокировка, и Paul вернётся в Slayer.

Kreator ‘Violent Revolution’ (25.09.2001)
После многочисленных экспериментов Kreator возвращаются к изначальному Thrash Metal, при этом ещё используя некоторые Melodic Death элементы. Получилось мощно и быстро, чему старые фаны были только рады. Также Violent Revolution’ – первый альбом с гитаристом Sami Yli-Sirniö, который играет в Kreator до сих пор.

Tenacious D‘Tenacious D’ (25.09.2001)
Первый альбом дуэта Jack Black и Kyle Gass – вульгарного, сатирического, издевательского и всё же смешного. Слава пришла к группе после одноимённого сериала, а потом они решили записать альбом. Клип, нарисованный в Flesh “Fuck Her Gently” я до сих пор помню – он вирально распространялся среди не очень многочисленных тогда пользователей интернета. Через два года Tenacious D снимут свой фильм «Tenacious D and The Pick Of Destiny», и обретут вечную славу среди металхэдов. This is just a tribute!

Therion ‘Secret Of The Runes’ (08.10.2001)
С середины 90-х до начала 2000-х Therion выпускали по альбому в год – золотые были времена, и на Secret Of The Runes’ эта славная традиция, к сожалению, заканчивается. Но как это сделано! Концептуальный альбом, посвящённый девяти мирам скандинавской мифологии, песни на немецком, шведском и английском, симфоничность, и множество прекрасных вокалистов. В качестве бонуса в альбоме имеются два кавера: “Crying Days” Scorpions и “Summer Night City” Abba (последний – шедеврален).

Emperor ‘Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise’ (21.10.2001)
Последний на сегодняшний день полноформатный альбом Emperor и самый, пожалуй, сложный альбом в небольшой дискографии группы, как технически, так и по содержанию. Музыка стремительно уходит в Progressive Metal, сохраняя, конечно, Black-составляющую, что позволило Prometheus: The Discipline Of Fire And Demise’ получить в 2001-м норвежский Грэмми за лучший альбом. Через два года Emperor выпустят сборник, будут расходиться и воссоединяться для живых выступлений, однако новых песен от них больше не будет.

Sodom ‘M-16(22.10.2001)
Ещё одни легенды немецкого Thrash Metal открывают XXI-й век своим 10-м альбомом. В отличие от упомянутых Kreator, дядя Tom Angelripper не был склонен к экспериментам, и выдал концептуальный альбом про Вьетнамскую войну, названный коротко и лаконично. Куча отсылок, солдатских историй и прочих вещей, в очередной раз доносящих простую истину, о которой многие забывают: война – это ад. Любите запах напалма по утрам?

Rob Zombie ‘The Sinister Urge’ (13.11.2001)
Второй альбом любителя фильмов ужасов Rob Zombie, названный, кстати, так же, как и криминальная драма 1961-го года. Смесь Industrial и Alternative вкупе с внешним видом музыкантов и отличными шоу пришлась народу по вкусу, а в записи принимали участие Kerry King и Ozzy Osbourne.

Bonus:

Andrew W.K.‘I Get Wet’ (13.11.2001)
Исключительно потому что главная песня с этого альбома практически сразу стала мемом (в те годы ещё не было такого понятия, а мемы были), периодически воскрешаемым до сих пор. Всем патихард!