Therion – Leviathan

Три года назад, в январе 2018-го Therion выпустили амбициозную трёхчасовую метал-оперу ‘Beloved Antichrist’. Когда мировой тур в её поддержку закончился, Christopher Johnsson, по его словам, не знал что делать дальше: вроде бы всё, что хотелось – сделано, и теперь непонятно куда двигаться. Однако, в разговоре с Thomas Viksröm родилась идея записать «хитовый» альбом, и так появился 17-й лонгплей группы, ‘Leviathan’.

Насчёт «хитовости» лучше всего процитировать самого Christopher: «…это не попытка написать «новый Vovin» или вторую часть “Rise Of Sodom and Gomorrah”. Скорее, это попытка понять, что именно людям нравится в самых популярных песнях и написать новые с похожей основой («с похожей основой» – не значит скопировать аккорды или мелодии)». И это правда – песни в альбоме ни в коем случае не копируют какие-то хиты группы, но могут являться отсылками, продолжениями каких-то песен или просто напоминать атмосферу того или иного альбома. В любом случае, ‘Leviathan’ мало похож на два последних релиза – ‘Beloved Antichrist’ и ‘Les Fleurs Du Mal’, и больше тяготеет к альбомам 2000-х.

Помимо основных вокалистов Therion – Lori Lewis, Chiara Malvestiti, Rosalía Sairem и Thomas Viksröm, в записи ‘Leviathan’ также принимали участие Mats Levén (который неоднократно выступал с группой), Taida Nazraić из The Loudest Silence, Noa Gruman из Scardust и бывший уже басист Nightwish, Marco Hietala. Ударные записывал тоже бывший участник Therion, Snowy Shaw (правда, некоторые партии потом перезаписал Björn Höglund из Easy Action). Ну и хор – в этот раз Christopher выбрал израильский Hellscore под управлением Noa.

Открывает альбом динамичная “The Leaf on the Oak of Far” с риффом прямиком из 80-х, абсолютно непохожая на Therion. Однако в припеве вступает хор, и всё становится на свои места, а в конце добавляется пафосный оркестр. Про “Tuonela”, с другой стороны, можно с первых же нот сказать, что это – Therion: мужской вокал Thomas отлично слышится вместе с женским вокалом Taida, ну а цепляющий припев украшает хрипловатый вокал Marko. “Aži Dahāka” тоже динамична, однако здесь гораздо больше используется оркестр, с которым отлично переплетается гитарный рифф. В какой-то момент даже добавляется элемент восточной мелодии.

Заглавная “Leviathan” снижает темп и создаёт более мрачную атмосферу: множество хоров, запоминающаяся мелодия и на фоне этого – вокал Lori Lewis. А вот “Die Welleb der Zeit” («Волны Времени») – это возвышенное и эпичное полотно, с пышным оркестром и печальным настроением. То же самое можно сказать и про “Nocturnal Light” – здесь тоже присутствует великолепная оркестровка, эпичный хор, куча симфонических элементов и отличные ударные.

“Great Marquis of Hell” достаточно быстро разрешается в Symphonic Power Metal, причём с достаточно общими ходами и приёмами. Многие заметили, что припев здесь очень похож на “Glory To The Brave” Hammerfall, но как по мне, это совсем не плагиат или заимствование, а просто стандартная гармоническая последовательность. Впрочем, вживую это будет хороший, динамичный хэдбенгер. Примерно то же самое происходит и с “El Primer Sol” (что связана текстом с “Quetzalcoatl” с альбома ‘Lemuria’), разве что припев здесь немножко более цепляющий. А вот “Psalm Of Retribution”, несмотря на все фишки Therion и довольно долгое скрипичное соло, меня не впечатлила – как-то всё здесь слишком ровно.

Ну а заканчивается альбом впечатляющей “Ten Courts Of Diyu”, с вкраплениями – внезапно – китайских мотивов. Однако, в целом – это ещё одна «типичная» (в хорошем смысле этого слова) песня Therion: симфоничная, эпичная, с отличными вокальными партиями Thomas, Taida и Noa, и хорошим гитарным соло Christian Vidal.

Удалось ли Therion создать «хитовый» альбом? По большей части – да: здесь немало действительно хитовых песен, с запоминающимися мелодиями и цепляющими хуками и припевами. К тому же за годы деятельности, группа очень сильно подняла планку, и, думаю, повторить успех предыдущих хитов, не скатившись в само-плагиат и повторение – задача нелёгкая. А ещё, по последним сведениям, в следующем году выйдет вторая часть альбома, более мрачная и меланхоличная, и в отдалённой перспективе – третья, «экспериментальная». Так что лично я буду ждать продолжения.

Leviathan’ выйдет 22-го января на лейбле Nuclear Blast.

English: Antichrist Magazine