Amorphis – Queen Of Time

Три года назад, в 2015-м Amorphis выпустили мощнейший ‘Under The Red Cloud’, который на тот момент по праву стал высшей точкой их творчества. В поддержку альбома группа отправилась в длинный двухгодичный тур, исколесив пол мира. А после, практически без перерыва, вернулась в студию, чтобы записать ‘Queen Of Time’, и в очередной раз превзойти самих себя.

Зайду с козырей и весьма спорного утверждения: да, ‘Queen Of Time’ на сегодняшний день является вершиной творчества Amorphis и является прекрасным примером того, как может (и должна) развиваться группа. Где все участники живут музыкой, а слова «Amorphis – это дело нашей жизни» являются на 100% правдой, а не пафосным ответом очередному журналисту.

«В этот раз запись альбома была гораздо более напряжённой», – рассказывает Esa Holopainen. – «после нескольких сотен концертов в поддержку ‘Under The Red Cloud’ мы отыграли наш последний концерт в сентябре 2017-го, в субботу. В воскресенье был выходной, а в понедельник уже начали репетировать песни с нового альбома […] Мы сумели собрать всю энергию, опыт и рутину тура, и вложить всё это в создание песен».

Итак, ‘Queen Of Time’: десять мощнейших полотен, написанных мелкими мазками, каждый из которых можно рассматривать часами. Здесь экстрим-вокал чередуется с чистым, а нежный голос Anneke Van Giersbergen в “Amongst Stars” – настоящая жемчужина. Здесь хоры, которые не противопоставляются основной музыкальной теме, играя на контрастах, а идут параллельно, делая музыку гораздо более эпичной, усиливая трагедию и скорбь, что красной линией проходит через весь альбом. Здесь могут быть электронные семплы (открывающая альбом “The Bee”, которая абсолютно не отражает того, что ждёт дальше в альбоме, а лишь интригует), флейты Chrigel Glanzmann из Eluveitie, одинокий уд (“The Golden Elk”) и саксофон. Возникая из ниоткуда в “Daughter Of Hate” на фоне риффов, он абсолютно выбивает из настроения, и уже просто непонятно –  что это такое, зачем оно там, и как Amorphis сделали так, что всё это звучит настолько органично? Причём саксофонное соло, в отличие от гитарного, уходит в типичный психодел. И на фоне всего этого сумасшедшего (а на самом деле – выверенного с математической точностью) смешения звучит спокойный голос Tomi Joutsen, который рассказывает что-то на финском.

Однако, Amorphis не были бы Amorphis, если бы при таком шикарном разнообразии аранжировок не сумели сделать песни запоминающимися. Каждый трек здесь чем-то цепляет, для каждого здесь найдётся что-то настолько близкое, от чего сложно будет оторваться. Это может быть основная мелодия (“Grain Of Sand”) или бридж (“Message In The Amber”). Или же вообще мелодичный припев (“The Golden Elk”) от которого мурашки по коже, и абсолютно непонятно, что делать – то ли хэдбэнгить, то ли придаваться философским размышлениям о бренности бытия, грустно созерцая всё, что творится вокруг.

В конце, конечно, хотелось бы сказать что-то типа «альбом обязательно войдёт во многие топ-10 этого года», но эта банальная фраза не отражает и сотой части всей красоты ‘Queen Of Time’. Поэтому, раз нет своих слов, придётся пользоваться чужими: свой роман «Пикник На Обочине» братья Стругацкие закончили фразой «счастья всем, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным». Не уверен, что Amorphis знакомы с этой книгой, но ‘Queen Of Time’ в точности соответствует этим словам.

‘Queen Of Time’ вышел 18-го мая на лейбле Nuclear Blast.

Английская версия рецензии: Antichrist Metalzine.