At The Gates – The Nightmare Of Being

В 2020-м At The Gates отметили свой 30-летний юбилей. Правда, очень тихо – год был сложный, и группе было не до этого, как и многим другим. Однако, сейчас, в 2021-м музыканты возвращаются с новым альбомом The Nightmare Of Being’.

Предыдущий альбом группы, To Drink From The Night Itself’ был основан на гигантском труде Петера Вайса «Эстетика Сопротивления», где искусство может служить оружием против насилия, диктатуры подавления и угнетения. The Nightmare Of Being’ тоже имеет в основе книгу – на сей раз это «Заговор Против Человеческой Расы» Томаса Лиготти. «Я прочёл кое-что из Лиготти – он пишет хорроры, и у него много Лавкрафтовой, тёмной философии, философии пессимизма, – рассказывает вокалист Tomas Lindberg, – Тогда я нашёл его труд «Заговор Против Человеческой Расы», которая больше напоминает биографию пессимиста. Также в этой книге он защищает своё мировоззрение и называет других авторов-пессимистов и как они могут быть связаны с жанром хоррор. В книге упоминается множество авторов, которых я тоже начал изучать, и тогда я точно понял, куда мы хотим двигаться с новым альбомом».

Музыкально, группа сильно отошла от привычного, «Гётеборгского» Melodic Death Metal. То есть как, в The Nightmare Of Being’ всё ещё немало MDM, и первый же сингл, “Spectre Of Extinction”, даёт фанатам группы ровно то, что они хотели: мелодичное акустическое вступление сменяется жёсткими риффами, быстрыми ударными и хорошей, запоминающейся мелодией вместе с хриплым голосом Tomas. Примерно то же самое происходит и в “Cult Of Salvation”, где клавишные хорошо подчёркивают атмосферу, а в середине слышно мрачное пианино, что играет ту же партию, что и гитара – это впечатляет. “The Abstract Enthroned” просто звучит мощно и очень быстро; единственное мелодичное, что тут есть – это соло. “Touched By The White Hands Of Death” начинается почти киношным вступлением, нагнетающим атмосферу, а разрешается MDM-риффом и мелодичными пассажами, которые почему-то больше напоминают Heavy. Ну и заканчивает альбом среднетемповая и очень мрачная “Eternal Winter Of Reason” с отличным басом.

На этом альбоме At The Gates временами глубоко захотят на территорию Progressive Metal. Tomas рассказывает об этом так: «Я сказал Jonas (Björler), что хотел бы очень тёмный альбом. Наша последняя пластинка тоже была темна, но и агрессивна – ведь там речь идёт о борьбе и сопротивлении. В этот раз всё глубже, темнее и более философски, Jonas мог воплотить в жизнь все свои идеи насчёт Progressive Metal. Он достаточно быстро пришёл ко мне с набросками “Garden Of Cyrus”, что звучит в духе King Crimson, и мы поняли, что можем сделать всё, что угодно и нас ничего не будет сдерживать. Конечно, это выйдет не самый коммерческий альбом, но нельзя сказать, что у нас вообще такие есть».

“The Nightmare Of Being” начинается с мрачного перебора и чистого вокала. Позже музыка превращается в Death Metal с отличными ударными, но здесь уже отчётливо слышно стремление группы уйти в Progressive – ухода, как такового, нет, однако направление задано. А вот в упомянутой выше “Garden Of Cyrus” музыка изменяется до неузнаваемости: нестандартные размеры, мелодичное соло, продуманная партия баса и внезапно – саксофон (помнится, это было модно в 2018-м). Tomas, в свою очередь, даже не поёт, а, скорее, наговаривает текст чистым вокалом. Хотя под конец песни гитары звучат мощнее, вокал переходит из чистого в экстрим, но всё равно это – Progressive Metal. При этом песня звучит интересно, достаточно мрачно, временами даже трагично, а главное – она не похожа ни на что другое. “The Fall Into Time” тоже начинается мрачно, с оркестровыми семплами, которые постепенно сменяются тёмным и небыстрым Death, но в середине основная музыкальная тема меняется, и музыка достаточно органично переходит в Prog. Предпоследняя “Cosmic Pessimism” тоже является чистейшим Progressive Metal, и звучит настолько неожиданно, что, возможно, понадобится несколько попыток, чтобы хотя-бы дослушать её до конца.

Тем не менее, The Nightmare Of Being’, как бы противоречиво это не звучало сейчас – это всё ещё альбом At The Gates, пусть не во всём, но во многом. Да, в нём хватает неожиданностей, однако по большей части грани между жанрами здесь размыты, и в целом звучит всё достаточно органично, а от того – интересно. И вряд-ли здесь мы имеем дело с потерей идентичности, поисками нового звука и подобных вещей, которые обычно говорят в таких случаях. Хотя, возможно, я ошибаюсь.

The Nightmare Of Being’ выйдет второго июля на лейбле Century Media Records.