Katatonia – City Burials

История Katatonia очень напоминает историю их земляков Opeth: начинаясь как депрессивнейший Doom/Death Metal, группа постепенно смягчает звучание, Jonas Renske отказывается от гроула в пользу чистого вокала, а в музыке начинает преобладать Progressive. Однако, в отличие от Opeth, Katatonia всё же делают упор и на атмосфере, и на смене настроений, а не на технике игры и нестандартных размерах исключительно. После нескольких перемен в составе и выхода The Fall Of Hearts’, Katatonia в 2018-м объявляет о приостановке деятельности «для переоценки уготованного группе будущим». Но уже в 2019-м музыканты вновь собираются и начинают работать над новым альбомом City Burials’.

Буквально с первых секунд открывающая альбом “Heart Set To Divide” даёт слушателю понять, что его ждёт: мерцающие клавиши, тихие гитары и печальный, немного отстранённый вокал Jonas создают невероятную атмосферу, которая ведёт за собой в царство грусти и меланхолии. Позже, когда все инструменты вступают уже в полную силу, музыка сначала превращается в Progressive, а потом и в неторопливый, но постепенно наращивающий темп Metal, напоминая одновременно последние работы Opeth и Evergrey. А вот следующая за ней “Behind The Blood” уходит в почти что классический Heavy, особенно в куплете. Вокал Jonas при этом всё такой же холодный и меланхоличный, но каким-то образом всё это прекрасно работает вместе. В середине, правда, всё резко меняется – и темп, и основная мелодия, но песня от этого становится только тяжелее. В “Rein” тоже немало тяжёлых риффов, но медленный темп больше относит песню к Doom, чем к Heavy, хотя под конец музыканты всё равно уходят в хороший Progressive с быстрым темпом и отличной игрой ударника Daniel Moilanen.

Первым синглом группа выбрала “Lacquer”: медленное и очень атмосферное произведение с блистательной работой клавишника Frank Default. Впрочем, его вклад не ограничивается одной песней: на протяжении всего альбома он своей игрой мастерски передаёт настроения и с лёгкостью создаёт невероятные картины в воображении. В “Laquer” очень много от Doom: медленный темп, атмосфера и меланхолия в каждой ноте, но вместе с тем здесь тоже полно элементов Progressive. Атмосферы также придают духовые и струнные инструменты, и немного электронных семплов.

В полной трагизма “Vanishers” можно услышать Anni Bernhard из группы Full of Keys. Нежность в женском вокале не убавляет грусти, наоборот: всё становится хуже, когда Anni поёт “We’re dead now, affinity has been found below the ground…” – понимаешь, что здесь уже ничего не исправить, и нужно только смириться.

Ну а самой атмосферной песней в альбоме, наверное, будет “City Glaciers”. Это – не похожая ни на что из этого альбома, несколько раз меняющая настроение песня с великолепной работой гитаристов Roger Öjersson и Anders Nyström. Несколько раз все инструменты затихают, чтобы с полной силой вернуться снова и заворожить слушателя этими эмоциональными «американскими горками». А вот следующую за ней “Flicker”, с отличной партией ударных и длинным, мелодичным соло, можно назвать самой запоминающейся в альбоме. К тому же музыкально эта песня отсылает к предыдущим альбомам Katatonia.

В общем, City Burials’ – это бесконечно печальный, очень атмосферный и вместе с тем очень разнообразный альбом. Ни одна песня здесь не похожа на другую. Но, тем не менее, это, без сомнений, Katatonia. И ещё одно: вряд-ли  этот альбом подойдёт в качестве простой фоновой музыки. Это как раз тот случай, когда стоит отвлечься от всего и дать ему себя увлечь за собой. У него получится, а слушателю непременно захочется ещё.

‘City Burials’ выйдет 24-го апреля на лейбле Peaceville Records.

Английская версия рецензии: Antichrist Magazine