Ozzy Osbourne – Ordinary Man

Последние годы показали, что слухи о бессмертии Ozzy Osbourne сильно преувеличены: сначала он чуть не погибает от стафилококковой инфекции, потом отменяет тур из-за обострения на фоне пневмонии, переносит операцию, а совсем недавно выясняется, что у него ещё и обнаружилась одна из форм болезни Паркинсона. Но, как и подобает иконе метала, у которого по венам течёт алкоголь вперемешку с другими веществами, Ozzy решил не сидеть дома, а записать ещё один сольный альбом, ‘Ordinary Man’.

Для записи альбома были приглашены Chad Smith из Red Hot Chili Peppers, Duff McKagan из Guns N’ Roses и гитарист, он же продюсер альбома Andrew Watt – о нём стоит рассказать подробнее. Собственно, как получилось, что продюсер 1990-го года рождения, работавший с Post Malone, Avicii, Lana Del Ray и, не к ночи будь помянута, Cardi B работает над новым альбомом Ozzy Osboure? Тут лучше всего расскажет сам Ozzy: «Келли пришла как-то домой и говорит: Пап, мой друг хочет узнать, не согласишься ли ты записать с ним песню? Это Post Malone. И я говорю: кто, нахер? Какой такой Post Malone. Работа над этим фитом и свела Ozzy с Andrew Watt, а дальше всё завертелось. Но хоть продюсер и говорит, что заслушал до дыр альбомы Black Sabbath и сольные работы Ozzy, звук в альбоме всё равно звучит несколько искусственно и уж слишком прилизанно. Да, я понимаю, 2020-й на дворе и автотюн применяется везде, где только можно и нельзя, да и голос у Ozzy уже давно не тот, что раньше, но всё равно с компьютерной обработкой в некоторых местах вышел перебор. И, может быть, Andrew действительно хотел добиться лучшего результата, но в итоге имеем что имеем.

Ладно, к альбому: Ordinary Man’ будто делится на две неравные части. В одной Ozzy хочет показать, что он – всё ещё Ozzy, пугающий, провоцирующий и безнравственный Принц Тьмы с чёрным юмором. А в другой явно слышно, что годы берут своё, он уже стар, болен и всё чаще задумывается о вечном, глядя на свою жизнь в ретроспективе.

К первой части относятся все тяжёлые и динамичные песни: “Straight To Hell”, “Eat Me”, “Scary Little Green Man” и автобиографичная “It’s A Raid”. В них как раз можно услышать «того самого» Ozzy, циничного и сумасшедшего дедушку Heavy Metal. Открывающая альбом “Straight To Hell” сразу же начинается с фирменного All right now!”, мощного баса, ударных и неплохого риффа. Ну и, конечно, нельзя пройти мимо фразы I’ll make you defecate” – от кого ещё можно услышать такое? “Eat Me”, написанная под впечатлением об истории Армина Майвеса, (ей же вдохновлялись и Rammstein, когда писали “Mein Teil”) начинается блюзовой гармошкой. После чего песня срывается в чуть-ли не Funk Metal, с заводным басом, интересными ударными и гитарой – всё таки Andrew Watt здесь мне гораздо больше нравится как гитарист, а не как продюсер. “Scary Little Green Man” сделана по всем канонам Shock-Rock, только с современным звуком: ровная музыка, цепляющий припев и юмор с издёвкой. Ну и самая драйвовая песня в альбоме, слегка панковская “It’s A Raid”, рассказывающая про реальный случай из жизни Ozzy: в какой-то момент он обдолбался кокаином и решил включить кондиционер, но вместо этого приехала полиция. Ozzy заорал It’s A Raid!!!” и побежал сбрасывать кокс в унитаз. Но поскольку наркотиков было слишком много, то он решил снюхать как можно больше. Полиция ушла, а Ozzy не спал потом несколько дней. Собственно, и музыка здесь такая же: мощные ударные, быстрые гитары и мощный звук. Непонятно, правда, что именно внёс в эту песню Post Malone, с которым Ozzy её спел, но, видимо, продюсеру виднее.

Вторая часть – более рефлексирующая и созерцательная, стоит только посмотреть названия песен: “All My Life”, “Under The Graveyard”, “Holy For Tonight”, “Goodbye” и “Ordinary Man”. В основном это, конечно же, баллады. Музыка подчёркивает настроение, слышны хоры, иногда на заднем плане возникает оркестр. Andrew время от времени выдаёт неплохие гитарные соло. Ну а Ozzy грустно поёт о своей жизни, семье и времени, которого ему осталось немного. Среди них, безусловно, стоит выделить “Ordinary Man”, в которой можно услышать Elton John и соло Slash. Голос Elton контрастирует с пронзительным голосом Ozzy, причудливо сплетаясь и добавляя песне глубины. Slash в свою очередь выдаёт соло, которое возвращает слушателя во времена Use Your Illusion’. В общем, получилась достаточно простая, но глубокая и трогательная песня, своего рода “Show Must Go On” для Ozzy Osbourne.

Единственное, что я не могу принять в этом альбоме – последний трек “Take What You Want”. Это абсолютно лишний трек в этом альбоме, насквозь искусственный, с двумя модными рэперами и кучей автотюна. Не знаю, зачем это было сделано. Может для того, чтобы несколько зумеров прослушали альбом на Spotify и всё такое? В любом случае, это настолько плохо, что я предпочитаю просто не думать об этом. Этои трек не просто не должен быть в альбоме, он не должен существовать вообще.

Но если не принимать во внимание это досадное недоразумение, то Ordinary Man’ вышел неплохим. Очень лиричным, местами драйвовым и тяжёлым, а иногда и откровенно издевающимся. Да, в нём современный звук, множество компьютерных обработок и других «не тру» вещей, но с этим можно жить. И стоит учитывать, что, судя по всему, этот альбом – последний в дискографии Ozzy.

Ordinary Man’ выйдет 21-го февраля на лейбле Sony Music.

Английская версия рецензии: Antichrist Magazine

P.S. Конечно, сейчас найдётся множество слушающих только самую качественную музыку рецензентов, которые с шакальими улыбками будут пинать старого волка: «там автотюн», «там слова ни о чём», «музыка – примитивный и скучный отстой» и, разумеется, «Оззи давно пора было уйти на покой, а не позориться такими песнями». Да-да, всё это уже было, и не раз. И, как показывает практика, именно эти люди, что выливали тонны дерьма, на музыкантов, после их смерти первыми начинают писать длиннющие посты о том, как они их любили, и какой музыкальный гений от нас ушёл.

Как бы там ни было, я предпочту писать рецензии на пусть не самые лучшие альбомы, чем некрологи на самых лучших артистов. Так что, перефразируя слоган одного отвратительного фильма: Ozzy, спасибо, что живой.