Paradise Lost – Obsidian

С течением времени у некоторых, изначально тяжёлых групп, появляется желание смягчить звук. Такие эксперименты зачастую оканчиваются неудачно, хотя есть и приятные исключения. У Paradise Lost эксперименты с электроникой и лёгким звучанием тоже были, где-то 20 лет назад. Однако, к радости фанатов, группа постепенно возвращалась к изначально тяжёлому звуку – ‘The Plague Within’ (2015) и ‘Medusa’ (2017) были очень приятными сюрпризами. Новый, уже 16-й альбом ‘Obsidian’ тоже способен удивить.

‘Obsidian’ вышел гораздо более разнообразным, чем его предшественник: здесь много узнаваемых и ярких моментов из предыдущих альбомов группы и немало совсем неожиданных элементов. «Когда мы начинали работать над этим альбомом, то просто сели и сказали “давайте просто играть и посмотрим что получится в итоге”, – рассказывает Greg Mackintosh. – Я просто хотел немного более отшлифованный звук и менее дикую ритм-секцию. Предыдущий альбом вышел очень тяжёлым и очень медленным, и мне было бы скучно делать то же самое, так что в ‘Obsidian’ гораздо больше разнообразия».

Первые же ноты открывающей “Darker Thoughts” заставляют ещё раз посмотреть на обложку и убедиться что это действительно Paradise Lost – тихий гитарный перебор и чистый, немного меланхоличный вокал с грустной скрипкой и виолончелью на фоне. Потом уже, когда вступают электрогитары, Nick Holmes начинает гроулить, всё становится на свои места – песня превращается в тяжеленный Doom с отличными струнными на заднем плане и узнаваемым соло Greg.

Медленный темп и атмосфера тотальной безысходности в первом сингле “Fall From Grace” больше бы подошли к предыдущему альбому группы. Ну а вокал Nick здесь великолепен, ему действительно веришь. Веришь, что мы все сбились с пути истинного, и мы – одни. Однако, следующая за ней “Ghosts” резко меняет атмосферу: всё ещё тёмная, но готичная и даже в каком-то смысле «танцевальная» композиция с отличным басом Stephen Edmondson. Примерно то же самое происходит и в “Hope Dies Young”, разве что композиция менее «танцевальная», хотя очень ритмичная.

«Последние десять лет Greg с головой ушёл в Death и Doom, – говорит Nick Holmes, – Но ведь и Goth у него получается хорошо, так что я попросил его написать несколько песен в таком ключе. У него талант к этому, и эти песни отлично разбавляют альбом».

Самая, наверное, быстрая песня в альбоме – “Forsaken”, явное возвращение к моему любимому альбому ‘Draconian Times’: очень мелодичная песня, с отличным, цепляющим припевом и хорошим риффом. Следующая за ней “Serenity” не имеет ничего общего с названием: мощный Doom/Death, с жёстким гитарным риффом и отличным гроулом Nick.

Ну а самой впечатляющей работой в альбоме будет заключительная “Ravenghast”, бесконечно тёмная, и мрачная, создающая атмосферу чего-то неотвратимого.

«Greg пришёл ко мне с этим названием, – вспоминает Nick, – и оно сразу мне понравилось. Эта песня о битвах, а точнее о том, когда они уже закончились. Вы смотрите на все эти великие баталии, понимая, что даже когда одна из сторон одержала победу, люди всё  равно продолжают биться и убивать друг друга, потому что им до сих пор не сказали, что всё кончено. Это, должно быть, ужасная смерть – быть убитым, когда бой уже окончен».

Вместе с тем это, наверное, самое многослойное и разнообразное произведение в альбоме. Начинаясь медленно и трагично, “Ravenghast” постепенно набирает скорость, и в середине уже приходит к Doom/Death. Особенно здесь выделяется ударник Waltteri Väyrynen с отличной игрой и прекрасными ударными партиями.

В общем, можно ещё долго рассказывать про этот разнообразный и бесконечно тёмный альбом, но самое главное – это невероятная атмосфера, которую создаёт ‘Obsidian’. Она целиком захватывает слушателя, погружая его полностью в бесконечный мрак и безвременье, из которых уже не захочется выбираться.

‘Obsidian’ выйдет 15-го мая на лейбле Nuclear Blast.

Английская версия рецензии: Antichrist Magazine